Решение вступило в законную силу: 20.10.2014 года.
 

    Дело № 2-536/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    11 сентября 2014 года г. Облучье
 

    Облученский районный суд Еврейской автономной области
 

    в составе судьи Никитченко А.А.,
 

    при секретаре Гусейновой О.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон кладбищ, -
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее – МО) «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон кладбищ. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены нарушения, допущенные ответчиком. Прокурор отмечает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные. Согласно п. 2.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Пунктом 7.1.12 указанного СанПин установлен размер санитарно-защитной зоны 100 м. для следующих промышленных объектов и производств IV класса опасности: кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, отнесенных к промышленным объектам и производствам V класса опасности, санитарно-защитная зона установлена в размере 50 м. Согласно п.п. 2.8, 2.9 СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Уставом Известковского городского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям администрации городского поселения. Как установлено проверкой прокуратуры, на территории Известковского городского поселения располагаются следующие кладбища: кладбище площадью 27 000 кв.м., расположенное по АДРЕС; кладбище площадью 5 000 кв.м., расположенное по АДРЕС; кладбище площадью 10 000 кв.м., расположенное по АДРЕС.
 

    До настоящего времени ответчиком не разработаны проекты санитарно-защитных зон указанных кладбищ, а также не получены санитарно-эпидемиологические заключения Управления Роспотребнадзора по ЕАО на данные проекты, что подтверждается информацией администрации Известковского городского поселения и ТО Управления Роспотребнадзора по ЕАО по Смидовичскому и Облученскому районам. Бездействие ответчика в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Известковского городского поселения на благоприятную окружающую среду.
 

    Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в связи с тем, что невозможно персонифицировать граждан, являющихся жителями Известковского городского поселения, которым может быть причинен вред жизни и здоровью в результате бездействия ответчика, прокурор просит обязать администрацию МО «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО разработать проекты санитарно-защитных зон вышеуказанных кладбищ, расположенных на территории МО «Известковское городское поселение» и получить санитарно-эпидемиологические заключения Управления Роспотребнадзора по ЕАО на проекты санитарно-защитных зон данных кладбищ.
 

    Определением от 18.07.2014 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечено Управление Роспотребнадзора по ЕАО в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Облученского района ЕАО Горшков А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, дополнительно суду пояснил, что кладбища, проекты санитарно-защитных зон которых просит разработать прокурор, находятся в реестре муниципальной собственности поселения. С учетом регламентированных нормами Земельного кодекса РФ сроков оформления границ земельных участков, занятых кладбищами, а также порядка, сроков оформления их в собственность, просит обязать ответчика выполнить заявленные требования в срок до 01 апреля 2015 года. Прокурор также учитывает, что в текущем году ответчику это сделать будет затруднительно, в связи с чем соответствующие расходы должны быть заложены в бюджет на 2015 год, следовательно, указанный им срок исполнения обязанности, является разумным.
 

    Представитель ответчика – администрации МО «Известковское городское поселение» Кузнецова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что для того, чтобы исполнить требования прокурора, необходимо земельные участки, где расположены указанные кладбища, оформить в собственность, пройти процедуру межевания, и только затем разработать и утвердить проекты санитарно-защитных зон кладбищ. Объем работ достаточно большой, никакие работы в данном направлении еще не начинались, в связи с чем просила установить срок для исполнения решения суда до 01 ноября 2015 года.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управления Роспотребнадзора по ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление.
 

    На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
 

    Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
 

    Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
 

    Согласно п. 3 ст. 44 названного Федерального закона, в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
 

    Право граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяется также Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
 

    Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
 

    В соответствии с п. 2.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
 

    Согласно п. 3.3 указанного СанПин границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.
 

    Согласно п. 4.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Однако, в названном п. 4.2 СанПин установлено, что исключено выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
 

    Пунктом 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны 100 м. установлен для следующих промышленных объектов и производств IV класса опасности: кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га; размер защитной зоны 50 м. установлен для закрытых кладбищ и мемориальные комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к промышленным объектам и производствам V класса опасности.
 

    Из вышеприведенных норм следует вывод о том, что к объектам, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, кроме всего прочего, относятся кладбища.
 

    Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст. 17 ч. 1).
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п.п. 2.5 которого установлено, что кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры(п. 2.8, п. 2.9).
 

    Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 22 ч. 1 ст. 14).
 

    Из Устава МО «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО следует, что к полномочиям администрации городского поселения, кроме всего прочего, относится также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 21 ч. 1 ст. 27 Устава).
 

    Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности №№ 47, 48, 49, объекты: кладбище площадью 27000 кв.м. в АДРЕС, кладбище площадью 5000 кв.м. в АДРЕС и кладбище площадью 10000 кв.м. в АДРЕС находятся в муниципальной собственности Известковского городского поселения.
 

    В своем ответе прокурору Облученского района ЕАО № 279 от 20.03.2014 глава администрации Известковского городского поселения сообщает, что на территории поселения имеются места погребения (кладбища), которые внесены в реестр муниципальной собственности Известковского городского поселения: кладбище площадью 27 000 кв.м. в АДРЕС; кладбище площадью 5 000 кв.м. в АДРЕС; кладбище площадью 10 000 кв.м. в АДРЕС. Также сообщает, что правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами, нет, границы санитарно-защитных зон указанных кладбищ не установлены и проекты не разработаны в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. в ближайшее время будет разрабатываться поэтапный план оформления земельных участков в собственность поселения и проекты санитарно-защитных зон кладбищ.
 

    Из ответа заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЕАО по Смидовичскому и Облученскому районам от 20.03.2014 № 43 следует, что проекты организации санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории Облученского муниципального района, на сегодняшний день не разработаны, экспертные заключения не получены, так как границы санитарно-защитных зон кладбищ не установлены.
 

    В судебном заседании достоверно установлен тот факт, что ответчиком требования законодательства по разработке проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории Теплоозерского городского поселения, не выполнены. Данный факт подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами и не оспаривается сторонами.
 

    До настоящего времени проекты санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных по указанным выше адресам на территории МО «Известковское городское поселение» не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения Управления Роспотребнадзора по ЕАО на указные проекты не получены, что нарушает требования действующего законодательства, на основании чего, учитывая также признание ответчиком заявленных требований, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и обязании администрации МО «Известковское городское поселение» устранить допущенные нарушения путем исполнения заявленных прокурором исковых требований.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Учитывая требования разумности, а также объем работ, необходимых для разработки проектов санитарно-защитных зон кладбищ и получения на них санитарно-эпидемиологических заключений, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2015 года. Со сроком, указанным ответчиком – до 01 ноября 2015 года, суд не может согласиться, так как доказательств, обосновывающих необходимость установления данного срока, суду не представлено, в проектные организации администрация поселения не обращалась и данный срок мотивировать не может, при этом отсутствие денежных средств в бюджете поселения не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него в силу закона обязанности.
 

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
 

    В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 

    Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.
 

    На основании изложенного, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 34, 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст. ст. 56, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд, -
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковое заявление прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитных зон кладбищ – удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 апреля 2015 года разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории Известковского городского поселения: 1) кладбища площадью 27000 кв.м. в АДРЕС; 2) кладбища площадью 5 000 кв.м. в АДРЕС; 3) кладбища площадью 10 000 кв.м. в АДРЕС, и получить санитарно-эпидемиологические заключения Управления Роспотребнадзора по ЕАО на проекты санитарно-защитных зон указанных кладбищ.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Судья А.А. Никитченко