2-185/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г.Нововоронеж Воронежской области 29 августа 2014 года
 

    Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Ю.В., с участием
 

    представителя ответчика администрации городского округа город Нововоронеж Палагина Д.С.,
 

    представителя 3-го лица МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области Чужикова А.Н.,
 

    представителя 3-го лица Финансового отдела администрации городского округа город Нововоронеж Палагина Д.С.,
 

    при секретаре Корчугановой О.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Нововоронежского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Матыциной О.В. к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о восстановлении семьи в Списке молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015года, об обязании включения семьи в сводный Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014г.,
 

у с т а н о в и л :
 

    Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № семья Матыциной О.В. ( ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, и ее несовершеннолетние дети Д., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, Ш., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, признана молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012г.», с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.55,56).
 

    Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ., в который семья истицы была включена под номером 95 (л.д.112,113-143).
 

    Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015годы», муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе - город Нововоронеж на 2012-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013г., в который семья истицы была включена под номером 47 (л.д.144,145-172).
 

    Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015годы, муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе город Нововоронеж на 2012-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014г., в который семья истицы была включена под номером 2 (л.д.173,174-199).
 

    В связи с изменением состава семьи Матыциной О.В. – рождением ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ.рождения, Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № были внесены изменения, а именно в Списке молодых семей был в членах семьи истца указан этот ребенок (л.д.63).
 

    Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № семья Матыциной О.В. была исключена из списков молодых семей- участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе город Нововоронеж на 2012-2015годы (л.д.64,65).
 

    Истица Матыцина О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском, с учетом уточнения требований которого просит обязать администрацию городского округа -г.Нововоронеж восстановить ее семью в составе Матыциной О.В. и несовершеннолетних детей Д., А., М., А. в списке молодых семей-участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе - г.Нововоронеж на 2012 - 2015 годы. Также просит обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить ее семью в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Жилище», изъявивших получить социальную выплату в 2014г. согласно очередности ( № по списку), а также обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области включить ее семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» на 2014г. в соответствии с очередностью (№2), обязать этого ответчика не чинить препятствия по предоставлению ее семье социальной выплаты на 2014г.
 

    Требования мотивированы тем, что ее семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2012г. и включена в состав участников подпрограммы с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент ей было полных 34 года. Ее семья также является многодетной. На 2014г. ее семья была указана в списке на 2ой позиции. Но Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация городского округа г.Нововоронеж исключила семью из списка молодых семей, мотивируя несоответствием молодой семьи требованиям предусмотренным п.п. «а» п. 6 Правил. Согласно же п.6 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов в которой либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
 

    Указанное решение Администрации городского округа -г.Нововоронеж не соответствует нормам законодательства, поскольку оснований для исключения из участников Подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит. При включении семьи в состав участников подпрограммы, она отвечала установленным в ней требованиям. Неполучение социальной помощи в планируемом году в связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право семьи на получение социальной выплаты в рамках программы. Ее семья стала участником программы, когда ей не было ещё 35 лет. Законодательство не предусматривает порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривает требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в т.ч. в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена (л.д.5-9, 68-69, 231).
 

    Судебным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, Финансовый отдел администрации городского округа город Нововоронеж (л.д.71).
 

    В судебное заседание истец Матыцина О.В., представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, представители 3-х лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая отсутствие возражений у иных участников процесса.
 

    Истец Матыцина О.В. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что поддерживает заявленные требования.
 

    Представитель ответчика Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области также просил рассматривать дело без его участия, им представлены возражения по иску, согласно которых, Матыцина О.В. не включалась в список молодых семей – претендентов на получение социальный выплаты, первоначально- в связи с порядком очередности, в последующем истец достигла предельного возраста, когда семья перестала отвечать критериям «молодой семьи», и уже не могла быть участником подпрограммы.
 

    Представитель ответчика Администрации городского округа город Нововоронеж Палагин Д.С. с требованиями истца не согласился, указал, что семья Матыциной О.В. была в ДД.ММ.ГГГГ. исключена из Списка молодых семей – участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе город Нововоронеж на 2012-2015г.г., т.к. семья перестала отвечать критериям «молодой семьи» - в марте 2014г. истице исполнилось <данные изъяты>, тогда как молодой семьей является семья до достижения родителем <данные изъяты>летнего возраста.
 

    Аналогичная позиция высказана Палагиным Д.С. и как представителем 3-го лица – Финансового отдела администрации городского округа город Нововоронеж.
 

    Представитель 3-го лица МинФина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области Чужиков А.Н. не согласился с иском, высказал позицию, аналогичную позиции представителя администрации городского округа город Нововоронеж.
 

    Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.
 

    В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
 

    Этим же Постановлением были утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» в рамках указанной подпрограммы, которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной программы.
 

    В соответствии с пп. «а» п.6 вышеуказанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
 

    Никем из участников процесса не оспаривается, что семья истицы в ДД.ММ.ГГГГ. признавалась молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012-2015г.
 

    На момент подачи заявления Матыциной О.В. о включении ее семьи в состав участников этой подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ и на дату принятия такого решения органом местного самоуправления на ДД.ММ.ГГГГ истице исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года, учитывая дату рождения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.24, 25).
 

    В соответствии с п.20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно п.22 Правил Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
 

    После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
 

    Средства на реализацию названной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей.
 

    Постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004г. №864-111-ОД была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей (2004-2010 годы)», а Постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» (постановление действовало до ДД.ММ.ГГГГ года). Также Постановлением Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городском округе город Нововоронеж на 2012-2015 годы».
 

    Указанными программами были установлены аналогичные федеральной целевой программе нормы, определяющие понятие молодой семьи, критерии таковых, порядок формирования списков «молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату» и списка «молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году», а также взаимоотношения бюджетов различных уровней в рамках реализации указанных программ. Т.е. указанные программы являются инициативными программами, которые, в том числе действуют в рамках софинансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050.
 

    Таким образом, реализация в целом подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусматривает ее реализацию с использованием средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, на условиях софинансирования, исходя из планируемого размера выделяемых на эти цели средств.
 

    Право на получение социальной выплаты зависит не только от нуждаемости участника подпрограммы, но и соответствия его условиям подпрограммы. Допуск к участию в подпрограмме проводится на местном, региональном и федеральном уровнях и количество участников зависит от объема финансирования, отпущенного на эти цели. Иное применение приведенных норм противоречило бы целевому использованию выделяемых денежных средств для достижения поставленных подпрограммой задач.
 

    В отношении обеспечения молодых семей жильем в Воронежской области органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленным программой, является Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
 

    Как указано судом выше, администрацией городского округа г.Нововоронеж ежегодно формировался Сводный список молодых семей – участников подпрограммы по г.Нововоронежу (в который семья истицы была включена на ДД.ММ.ГГГГ. под номером 95, на ДД.ММ.ГГГГ – под номером 47, на ДД.ММ.ГГГГ – под номером 2) и ежегодно представлялся в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (л.д.222,223,224-230), которым также ежегодно формировался аналогичный Список в целом по Воронежской области. Семья Матыциной О.В. в него включена не была (л.д.102-105,106-107).
 

    Как указано судом выше, Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № семья Матыциной О.В. была исключена из списков «Молодых семей…». И по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. администрацией городского округа город Нововоронеж было направлено в Департамент архитектуры и строительной политики уведомление о внесении изменений в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», согласно которого семья Матыциной О.В. исключена из списка, в котором значилась под № в связи с достижением 37летнего возраста (л.д.216-219).
 

    Приказами Департамента архитектуры и строительной политики ДД.ММ.ГГГГ. № (с изменениями), ДД.ММ.ГГГГ. № (с изменениями), ДД.ММ.ГГГГ. № были утверждены Списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Воронежской области в 2012, 2013 и 2014г. соответственно, в которые семья Матыциной О.В. не была включена (л.д.95-97, 98-99, 100-101).
 

    В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
 

    Из анализа положений пунктов 6,18, 20 - 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что:
 

    -молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение социальной выплаты. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья»;
 

    - сам по себе факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы;
 

    - право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участницей подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
 

    При этом согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 23 Правил).
 

    При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 году не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись ранее участниками этой подпрограммы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
 

    Таким образом, до утверждения Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области в соответствии со п.23 Правил списка претендентов на получение социальной выплаты по Воронежской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список «молодых семей» - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в данный список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
 

    В судебном заседании не установлено, что имели место какие-либо нарушения со стороны администрации городского округа город Нововоронеж в отношении семьи истицы при формировании Списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату, учитывая, что семья Матыциной О.В. включалась в списки в порядке очередности, исходя из даты подачи ею заявления ДД.ММ.ГГГГ. Также не установлено, что имели место какие-либо нарушения со стороны департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в отношении семьи истицы при формировании Списков молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ., также учитывая, что семья Матыциной О.В. не включалась в списки, исходя из очередности из даты подачи ею заявления ДД.ММ.ГГГГ., тогда как в списки в указанные периоды были включены семьи, подавшие заявления об участии в подпрограмме ранее Матыциной О.В.
 

    Со дня достижения Матыциной О.В. 35-летнего возраста ее семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме в соответствии с п.п. «а» п.6 Правил, и обоснованно была исключена в ДД.ММ.ГГГГ. из списка молодых семей – участников подпрограммы, поскольку к этому времени истице уже исполнилось 37 лет.
 

    И в связи с чем Департаментом Архитектуры и строительной политики Воронежской области семья истицы правомерно не включена в такой список претендентов на получение социальной выплаты (утвержденный Приказом от 18.04.2014г. №№) в ДД.ММ.ГГГГ., поскольку до дня принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в такой список в планируемом году возраст Матыциной О.В. уже превысил 37 лет, оснований для дальнейшего участия семьи истца в целевой программе по категории «молодая семья», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г., не имелось и не имеется.
 

    Довод истца о том, что в законе отсутствует положение о возможности и процедуре исключения семей, уже включенных в списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году, в связи с достижением одним из родителей возраста более 35лет, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.
 

    Как указано судом выше, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы» предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а» п. 6 Правил). Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.
 

    Ссылка Матыциной О.В. на то, что социальная выплата ей не была выплачена в силу недостаточного финансирования, несостоятельна. Довод истца, что являясь многодетной, ее семья имеет преимущества в виде первоочередного включения в список не основаны на законе. Программа рассчитана на семьи, которые по статусу являются «молодыми», а этот статус семьей истца быль утрачен.
 

    В связи с изложенным, суд в полном объеме отказывает в удовлетворении требований.
 

    В соответствии со ст.98 ГПК РФ, в связи с отказом в иске, судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины, взысканию с ответчиков в пользу истца не подлежат.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении требований Матыциной О.В. к Администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о восстановлении и включении семьи в Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015годы», об обязании включения семьи в сводный Список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ., отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья Ю.В.Аксенова
 

    Мотивированное решение изготовлено 05.09.2014 года