Дело № 12-12/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

    20 октября 2014 года г. Новосиль
 

    Судья Новосильского районного суда Орловской области Кирюхина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу МИ ФНС России №5 по Орловской области на постановление и.о. мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 09 сентября 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ в отношении начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В.,
 

УСТАНОВИЛА:
 

    постановлением и.о. мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 09 сентября 2014 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ в отношении начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
 

    Считая указанное постановление незаконным, МИ ФНС России №5 по Орловской области обратилась в суд с жалобой об отмене состоявшегося судебного решения. В обоснование доводов жалобы указано, что отдел <данные изъяты> в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком налога на прибыль организаций. От имени отдела <данные изъяты> без доверенности вправе действовать её руководитель Желтухина В.В., которая являясь должностным лицом, подписав налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, в нарушение требований п.3 ст.289 НК РФ несвоевременно представила ее в налоговый орган. Обращается внимание на то, что в должностной инструкции гл.бухгалтера указанной организации закреплены обязанности по организации работы по постановке и ведению бухгалтерского учета, что регулируется ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако порядок ведения налогового учета и порядок предоставления налоговых деклараций регламентирован Налоговым кодексом РФ, в соответствии с положениями которого, налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации в установленный срок, в связи с чем обязанность по их предоставлению лежит именно на руководителе организации.
 

    В судебном заседании представитель МИ ФНС России №5 по Орловской области Диогенова В.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в ней.
 

    В судебном заседании начальник отдела <данные изъяты> Желтухина В.В. возражала против доводов жалобы, указала на то, что она не является надлежащим субъектом административной ответственности в связи с чем просила постановление и.о. мирового судьи оставить без изменения.
 

    Выслушав объяснения представителя МИ ФНС России №5 по Орловской области Диогеновой В.И., начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
 

    В соответствии со ст.15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
 

    Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
 

    Исходя из положений ст.80 НК РФ, налоговая декларация как документ налоговой отчетности представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
 

    Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Конкретные сроки представления декларации и обязанность подавать ее определяются отдельно по каждому виду налога.
 

    Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ.
 

    Субъектом указанного правонарушения может быть только должностное лицо.
 

    Перечень лиц, являющихся должностными лицами в части привлечения к административной ответственности за нарушения в области налогов и сборов, определен примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.
 

    В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
 

    При рассмотрении дела и.о. мирового судьи установлено, что 15 августа 2014 года МИ ФНС России №5 по Орловской области в отношении начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2013 года.
 

    Исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
 

    Из п.1 ст.7 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
 

    Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п.3 ст.7 Федерального закона).
 

    Согласно правовой позиции, изложенной в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №2), которое подлежит применению и в настоящее время, с учетом положений вышеназванного Закона, руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
 

    Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при наличии в штате организации должности главного бухгалтера, именно он несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
 

    Как усматривается из материалов дела, и.о. мирового судьи исследовался вопрос о том, является ли начальник отдела <данные изъяты> Желтухина В.В. надлежащим субъектом административной ответственности.
 

    При рассмотрении дела судьей достоверно установлено, что в штате организации имеется главный бухгалтер ФИО4, на которую возложены обязанности, в том числе, по ведению бухгалтерского учета, формированию информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового учета, предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям, обеспечение контроля за порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности (л.д.26-31).
 

    Указанное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании ФИО4, допрошенной судом в качестве свидетеля, которая пояснила, что в ее обязанности входит предоставление в налоговые органы налоговых деклараций (л.д.38-41).
 

    Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на начальника отдела <данные изъяты> Желтухину В.В. возлагались обязанности по оформлению и предоставлению в налоговый орган отчетов и деклараций в материалах дела не содержится.
 

    При таких обстоятельствах и.о. мирового судьи пришел к правильному выводу о том, что начальник отдела <данные изъяты> Желтухина В.В. не может быть признана специальным субъектом, что является необходимым элементом состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Учитывая, что Желтухина В.В. не является субъектом инкриминируемого административного правонарушения, следовательно, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ. С учетом изложенного, и.о. мирового судьи обоснованно прекращено производство по делу.
 

    Сомнений в правильности сделанного судьей вывода не имеется.
 

    Таким образом, доводы жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергается совокупностью исследованных по делу доказательств.
 

    Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ в Определении от 16 декабря 2008 года №1069-О-О, о том, что налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, а также то, что начальник отдела <данные изъяты> Желтухина В.В. организовала надлежащим образом бухгалтерский учет, возложив обязанности, в том числе, по своевременному представлению отчетности в налоговый орган на главного бухгалтера ФИО4 то данное обстоятельство, с учетом положений ч.1 ст.2.4 КоАП РФ, не свидетельствует о наличии в действиях Желтухиной В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ.
 

    При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не влекут отмену состоявшегося судебного решения, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
 

    Все доказательства оценены судьей в совокупности, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ. Нормы материального права применены и истолкованы судьей правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
 

    Между тем, правильно установив обстоятельства правонарушения, при вынесении постановления и.о. мирового судьи неверно указал дату составления протокола об административном правонарушении 21.08.2014 года. Данное обстоятельство является технической опиской, которое подлежит устранению путем внесения в решение суда соответствующих изменений.
 

    С учётом изложенного, и руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
 

РЕШИЛА:
 

    постановление и.о. мирового судьи судебного участка Новосильского района Орловской области от 09 сентября 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ в отношении начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения изменить, уточнив описательно-мотивировочную часть постановления тем, что протокол об административном правонарушении в отношении начальника отдела <данные изъяты> Желтухиной В.В. составлен МИ ФНС России №5 по Орловской области 15 августа 2014 года.
 

    В остальной части постановление и.о. мирового судьи оставить без изменения, жалобу МИ ФНС России №5 по Орловской области – без удовлетворения.
 

    Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
 

    Судья                                 Н.В. Кирюхина