Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 18 июля 2014г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Волошиной Н.В., с участием заявителя Иванова Т.Е. и его представителя Иванова М.Е., представителя заинтересованного лица Соседко Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-842/2014 по заявлению Иванова Т.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов Т.Е. обратился в Нижнеудинский городской суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления и в обоснование заявленных требований указал, что в его собственности находится земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес обезличен> с одноэтажным жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешённого использования земельного участка для эксплуатации жилого дома и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес обезличен> с видом разрешённого использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Решив использовать земельные участки для размещения объектов торгового назначения, Иванов Т.Е. обратился в администрацию Нижнеудинского муниципального образования с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельных участков на условный вид использования объекты торгового назначения. 22.04.2014г. были проведены публичные слушания, по результатам которых глава администрации Нижнеудинского муниципального образования Путов А.В. вынес постановление об отказе в удовлетворении заявления. Данное постановление Иванов Т.Е. считает необоснованным и немотивированным, поскольку предложенная им к осуществлению торговая деятельность не нарушает права и законные интересы, не создаёт угрозу жизни и здоровью жителей города, проживающих в территориальной зоне застройки. Из представленной на публичные слушания схемы планировочной организации земельных участков усматривается, что для проектируемых зданий соблюдается технический регламент и требования пожарной безопасности и санитарные нормы. Доступ и проезд к объекту оснащён достаточным по ширине проездом, предусмотрено благоустройство территории отмостками, пешеходными путями, озеленением, установкой скамеек и урн. Заявителем представлены подписи 22 жителей, давших согласие на изменение вида разрешённого использования земельных участков. Постановление об отказе в удовлетворении заявленного требования выдано лишь на основании несогласия граждан, принявших участие в публичных слушаниях. Копию протокола публичных слушаний и копию заключения по результатам публичных слушаний заявителю не выдали. После дополнения заявленного требования просит суд признать незаконным и отменить постановление главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков с «для эксплуатации жилого дома» и «для индивидуального жилищного строительства» на условно разрешённый вид использования «объекты торгового назначения»; возложить на главу Нижнеудинского муниципального образования обязанности перевести земельные участки с «эксплуатации жилого дома» и с «для индивидуального жилищного строительства» на условно разрешённый вид использования «объекты торгового назначения».
В судебном заседании заявитель и его представитель Иванов М.Е. заявленное требование и доводы, изложенные в заявлении, поддержали, на заявленных требованиях настаивали.
Представитель заинтересованного лица Соседко Л.И. возражала против заявленного требования и пояснила, что решение главой Нижнеудинского муниципального образования Путовым А.В. принято с учётом результатов публичных слушаний. Данным решением не нарушены права и свободы Иванова Т.Е., не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность, он не привлечён незаконно к ответственности. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав заявителя Иванова Т.Е. и его представителя Иванова М.Е., представителя заинтересованного лица Соседко Л.И., исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения дела, являются следующие обстоятельства: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюдён ли порядок принятия решения в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Положения ст.255 ГПК РФ относят к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Аналогичная норма содержится в п.20 ст.6 Устава Нижнеудинского муниципального образования.
Частью 2 ст.36 Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства, предусмотренным подп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в РФ подразделены по целевому назначению на земли сельскохозяйственного назначения; земли населённых пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п.1 ст.7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого, согласно п.2 ст.7 ЗК РФ, устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в пункте 7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст.8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования.
Из Правил землепользования и застройки Нижнеудинского муниципального образования, выкопировки из вышеуказанных Правил усматривается, что земельные участки на <адрес обезличен> находятся в жилой зоне Ж-1 застройки индивидуальными жилыми домами в границах нормативно установленной 200-метровой водоохранной зоны р. Уда (протока Застрянка).
Предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 ГрК РФ.
На основании ч.ч.1, 2 ст.39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений вышеуказанной статьи.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, по итогам рассмотрения заявления Иванова Т.Е. постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования №269 от 04.04.2014г. назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования – «для объектов торгового назначения» земельных участков, площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес обезличен>, и общей площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес обезличен>, право собственности Иванова Т.Е. на которые, а также на расположенные на данных земельных участках объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности "номер обезличен" и "номер обезличен" от 31.01.29014г., выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
В соответствии с ч.3 ст.39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Регистрационным листом подтверждается регистрация участников публичных слушаний – одиннадцати граждан, проживающих вблизи от земельных участков <адрес обезличен>.
Публичные слушания по вышеуказанному вопросу состоялись 22.04.2014г., о чём был составлен протокол публичных слушаний, в протокол включены выступления, предложения и заявления участников, высказанные в ходе выступлений и поступившие в период проведения публичных слушаний и в установленный срок после их окончания. Из протокола публичных слушаний усматривается, что жители близлежащих к земельным участкам на <адрес обезличен> Рудиковская Н.А., Шатская М.И., Ермошкин А.М., Ермошкина Т.Г. выступили против предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков.
В соответствии с п.п.6.2, 6.3, 6.4 Положения о публичных слушаниях на территории Нижнеудинского муниципального образования, утверждённого решением Думы Нижнеудинского муниципального образования №90 от 27.11.2008г., организационный комитет регистрирует все поступившие заявления от участников публичных слушаний, на своём заседании рассматривает эти заявления и вправе внести их в итоговый документ большинством голосов от числа присутствующих членов организационного комитета. Итоговый документ с приложением передаётся организационным комитетом главе муниципального образования для принятия решения. Результаты публичных слушаний в срок не позднее 30 дней со дня их проведения рассматриваются соответствующим органом местного самоуправления.
Для подтверждения гарантий соблюдения строительных норм и правил при возведении объекта торгового назначения, требований пожарной безопасности и санитарных норм, устройства доступа и достаточного по ширине проезда к объекту, благоустройства территории отмостками, пешеходными путями, озеленением, установкой скамеек и урн, а также гарантий того, что торговая деятельность не будет нарушать права и законные интересы, не создаст угрозу жизни и здоровью жителей города, проживающих в территориальной зоне застройки, Иванов Т.Е. предоставил схему планировочной организации земельных участков по <адрес обезличен>; информацию №362-09/13 от 23.09.2013г. и №401-10/13 от 28.10.2013г. технического директора выполнившего работу по составлению данной схемы ООО «САИ-проект» Николаевой И.Н. о том, что расположение торгового объекта на <адрес обезличен> не противоречит требованиям Федерального закона РФ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при условии обеспечения I, II степени огнестойкости, а также не противоречит требованиям СП 42.13330.2011 «Свод Правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; составленные аккредитованным испытательным лабораторным центром Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха в месте расположения земельных участков <адрес обезличен> от 30.10.2013г., 1080 от 31.10.2013г., 1097 от 01.11.2013г., 1101 от 05.11.2013г., 1117 от 06.11.2013г., из которых усматривается, что превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в месте расположения земельных участков не выявлено; информацию инженера ПТО ОАО «ДЭП 152» Петель Ю.А. об интенсивности движения транзитного большегрузного и легкового автотранспорта в сутки в районе расположения земельных участков <адрес обезличен>.
Комиссия учла вышеуказанные документы, а также акт рейдовой проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 07.06.2012г., из которого усматривается, что на вышеуказанных земельных участках в границах водоохранной зоны р. Уда (протоки Застрянка) ведётся строительство объектов капитального строительства: жилые дома 1-2 этажные, гаражные боксы и другие объекты без соответствующих разрешений на строительство; акт обследования земельных участков <адрес обезличен> на предмет нарушения градостроительного и земельного законодательства от 20.06.2012г., которым установлено на земельном участке "номер обезличен" ведётся самовольное строительство здания, а на территории земельного участка "номер обезличен" расположен жилой дом и выгребная яма, строительство не ведётся; обращение жительницы дома "номер обезличен" в переулке Кузнечном Ермошкина Т.Г. от 23.04.2014г., просившей отказать в удовлетворении заявления Иванова Е.Т., мнение жителей территориальной зоны Ж-1, заявления граждан, проживающих в <адрес обезличен>, на <адрес обезличен>, возражающих против строительства и размещения объектов торгового назначения по <адрес обезличен>, и 25.04.2014г. дала заключение о невозможности предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования испрашиваемых земельных участков.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования №368 от 30.04.2014г. было отказано в предоставлении соответствующего разрешения на указанные земельные участки.
Отказывая в удовлетворении заявления об оспаривании данного постановления, суд руководствуется положениями ст.39 ГрК РФ, регулирующими порядок и процедуру предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков, и Положением о публичных слушаниях на территории Нижнеудинского муниципального образования.
При этом суд исходит из того, что оспариваемое постановление главой администрации принималось на основании заключения о результатах публичных слушаний по спорному вопросу и в соответствии с рекомендацией комитета об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования, с учётом мнения граждан, в первую очередь жильцов близлежащих жилых домов, в непосредственной близости которых находятся испрашиваемые земельные участки, чьи интересы затрагиваются в большей степени, то есть исходя из интересов жителей поселения, а также мнения иных участников публичных слушаний.
Статья 2 ГрК РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в её осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Положения ст.39 ГрК РФ регламентируют проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направленные на обеспечение комплексного учёта интересов населения.
В силу п.5 ст.2 ГРК РФ предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия.
Данный принцип включает в себя в том числе необходимость обязательного комплексного учёта мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
В связи с этим возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешённого вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.
Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешённого вида использования земельного участка.
В силу норм закона глава администрации не связан с позицией, изложенной в заключении по результатам публичных слушаний и рекомендациях, результаты публичных слушаний носят для органа местного самоуправления рекомендательный характер.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что при вынесении обжалуемого постановления глава администрации, обладающий собственной компетенцией, обеспечил комплексный учёт интересов населения.
Учитывая данное обстоятельство, мнение граждан Темощук Е.Н., Темощук Г.Н., Темощук Ел.Г., Темощук Ев.Г., Константинова Е.Г., Шаманской Е.С., Константиновой О.Г., Константинова А.Е., Патуниной Г.С., Патунина В.С., не проживающих в непосредственной близости от места положения испрашиваемого участка и высказавшихся о возможности предоставления требуемого разрешения, не может являться основополагающим. Мотивы, по которым их мнение не учтено при принятии оспариваемого постановления, в заключении комиссии приведены и обоснованы. Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемое постановление не мотивировано. Придя к такому выводу, суд исходит из того, что вынося обжалуемое постановление, глава администрации учёл протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний, положения ст.ст.8, 39 ГрК РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.6, 23, 38 Устава Нижнеудинского муниципального образования, на что прямо указано в постановлении.
Невыдача заявителю копий протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний не является основанием для отмены обжалуемого постановления.
Таким образом, отказ в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков соответствует действующему законодательству, регулирующему данные правоотношения, принят в пределах предоставленных главе администрации Нижнеудинского муниципального образования полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном нормативными правовыми актами, нарушения прав и законных интересов заявителя установлено не было.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Иванова Т.Е. о признании незаконным и отмене постановления главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельных участков, расположенных в <адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с «для эксплуатации жилого дома» и на <адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с «для индивидуального жилищного строительства» на условно разрешённый вид использования «объекты торгового назначения»; о возложении на главу Нижнеудинского муниципального образования обязанности перевести земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с расположенным на нём объектом капитального строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес обезличен> с «эксплуатации жилого дома» на условно разрешённый вид использования «объект торгового назначения», земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с расположенным на нём объектом капитального строительства общей площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес обезличен> с «для индивидуального жилищного строительства» на условно разрешённый вид использования «объект торгового назначения», отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Китюх