Дело № 2-801/2014
 

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

    г. Нарьян-Мар 09 сентября 2014 года
 

    Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.,
 

    при секретаре Артеевой Н.А.,
 

    с участием помощника прокурора Воронина Е.В., представителя ответчика Деревянко А.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения,
 

установил:
 

    заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» (далее - Администрация) о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения.
 

    В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, допущенные ответчиком, в частности, установлено, что проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу «улица Березовая – пер. Газовиков – район пер. Арктический», IV категории, протяженностью 500 м, Администрацией не разработан, с ОГИБДД УМВД РФ по НАО не согласован, в установленном порядке не утвержден. Непринятие Администрацией мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения негативно влияет на безопасность дорожного движения, нарушают права неопределенного круга лиц, как водителей, так и пешеходов, ставит под угрозу возникновение чрезвычайных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда здоровью и имуществу участников дорожного движения. Ответчик не предпринимает мер по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Воронин Е.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу «улица Березовая – пер. Газовиков – район пер. Арктический», IV категории, протяженностью 500 м, в п. Искателей НАО.
 

    Представитель ответчика Деревянко А.В., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании факт обязанности ответчиком разработать и утвердить проект организации дорожного движения не оспаривал. Пояснил, что администрация предприняла меры по добровольному исполнению требований прокуратуры. Так, 17.07.2014 между Администрацией и ООО «Дивизион – Проект» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения улично-дорожной сети, однако до настоящего времени проект организации дорожного движения не утвержден.
 

    Третье лицо Отдел ГИБДД Управления МВД России по Ненецкому автономного округу надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки своего представителя в судебное заседание не уведомило.
 

    Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
 

    В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» выявлено, что Администрацией не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу «улица Березовая – пер. Газовиков – район пер. Арктический», IV категории, протяженностью 500 м., в п. Искателей НАО.
 

    В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
 

    Обеспечение безопасности дорожного движения достигается, в том числе, посредством осуществления деятельности поорганизации дорожного движения (ст. 5 Закона № 196-ФЗ).
 

    Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам ведения поселения.
 

    Аналогичные положения содержатся в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей», утвержденного решением Искательского поселкового совета от 28.12.2005 № 66.
 

    В силу ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
 

    Статьей 21 Закона № 196-ФЗ определено, что на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, возложена обязанность по осуществлению мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности. При этом, в силу п. 1 ст. 22 данного закона, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами, проектами и схемами организации дорожного движения.
 

    Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог, в том числе, включает комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    В силу ст. 17 Закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
 

    В соответствии с пп. 1 п. 9 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
 

    В п.п. 1 п. 15 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», указано, что в состав работ по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов.
 

    Пунктом 1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, разработанного совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 №13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 №01-29/53123, предусмотрено, что заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
 

    На территории Российской Федерации действует система национальных и государственных стандартов.
 

    В соответствии с требованиями Госстандарта РФ Р 50597 93, утверждённого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населённых пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
 

    Подпунктом 4.1.1. вышеуказанного Государственного стандарта установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
 

    В соответствии с постановлением Администрации от 03.04.2012 № 114 к собственности МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» относится автомобильная дорога «улица Березовая - пер. Газовиков - район Арктический», IV категории, протяженностью 500 м.
 

    Таким образом, обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» возложена на ответчика, что по существу не оспаривалось им, равно как не оспаривался и факт того, что проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу не разработан.
 

    При таких обстоятельствах, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности приводит к ненадлежащему проведению мероприятий, направленных на организацию дорожного движения, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа подлежат удовлетворению.
 

    С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Ненецкого автономного округа разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу «улица Березовая - пер. Газовиков - район пер. Арктический», IV категории, протяженностью 500 м., п. Искателей Ненецкого автономного округа.
 

    Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
 

    Председательствующий К.Ю. Щеголихина
 

    Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2014 года.