Дело № 2-198/2014                                 
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Мураши Кировская область 15 октября 2014 года
 

    Мурашинский районный суд Кировской области в составе судьи Перминовой О.С.,
 

    при секретаре Заборских С.В.,
 

    с участием истца Коротаевой Е.Г.,
 

    представителя ответчика администрации МО Мурашинский район Кировской области Требунских В.А.,
 

    представителя третьего лица Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района Кировской области ФИО5,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротаева Е.Г. к Администрации Мурашинского района Кировской области об отмене решения жилищной комиссии от 18.06.2014 года, признании права на предоставление жилого помещения,
 

у с т а н о в и л :
 

    Коротаева Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Мурашинского района Кировской области об отмене решения жилищной комиссии от 18.06.2014 года, признании права на предоставление жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать ФИО1 по решению суда ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Опекуном истца по распоряжению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО3, за истцом была закреплена жилая площадь по месту жительства ее родителей по адресу <адрес>, где она по настоящее время зарегистрирована. В связи непригодностью данного помещения для проживания постановлением администрации <данные изъяты> от 26.10.2012 года она признана нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Мурашинского района Кировской области от 26.03.2013 года истец поставлена на учет по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и как лицо, оставшееся без попечения родителей, включена в список органа опеки и попечительства МО Мурашинский муниципальный район, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2014 году. Однако решением жилищной комиссии администрации МО Мурашинский район 18.06.2014 года истцу было отказано в приобретении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по тому основанию, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу <адрес>. Истец указывает, что данное жилое помещение было предоставлено колхозом «Новый <данные изъяты>» по договору найма ее супругу ФИО4, как работнику данного предприятия. В дальнейшем с супругом был заключен договор социального найма на данное жилое помещение с администрацией Мурашинского сельского поселения 12.05.2014 года. В настоящее время она с супругом не проживает, живет на съемной квартире в <адрес>, семейная жизнь не складывается и в случае развода она остается без жилья. В связи с чем, Коротаева Е.Г. просит суд отменить решение жилищной комиссии от 18.06.2014 года, признать за ней право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложить на администрацию МО Мурашинский район обязанность организовать предоставление ей на территории <адрес> жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади не менее 26 кв. м по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Кировской области.
 

    В судебном заседании Коротаева Е.Г. исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что после оформления над ней опеки она проживала в <адрес>. В 2010 году вступила в брак, изменив фамилию «Фамилия Е.Г.» на «Коротаеву». ДД.ММ.ГГГГ у нее родился первый ребенок. ДД.ММ.ГГГГ супругу предоставили жилое помещение по договору найма как работнику колхоза «<данные изъяты>», расположенное по адресу <адрес>. До конца мая 2013 года она с семьей проживала по вышеуказанному адресу, после чего с семьей уезжали в <адрес>, где родилась вторая дочь. Вернулись в <адрес> в начале августа 2013 года и уже в сентябре того же года они выехали в <адрес>. На средства материнского капитала ею было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она отказалась от доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение в пользу мужа и детей. С мая 2014 года супруг проживает в <адрес>, данное жилое помещение они с супругом сдавать не собираются. За данное жилое помещение всегда платили плату, даже после того как выехали в <адрес>, плату вносила бабушка истца, в настоящее время за жилое помещение платит сам супруг.
 

    Представитель ответчика администрации МО Мурашинский район Кировской области Требунских В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласна, суду пояснила, что Коротаева Е.Г., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и была включена в регистра Департамента образования Кировской области на предоставление ей жилого помещения в 2014 году, однако при подборе ей жилого помещения в 2014 году было установлено, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу <адрес>. Данное жилое помещение, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, было построено в 2007 году в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села на 2004-2010г.г.» на средства федерального бюджета в сумме 1 050 000 рублей и средства бюджета Кировской области в сумме 140 000 рублей. Земельный участок под данный дом был отмежеван, однако не поставлен на кадастровый учет ни СПК колхозом «<данные изъяты>», ни застройщиками. Поскольку СПК колхоз «<данные изъяты>» собственником данного жилья не являлся, поэтому, заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор найма жилого помещения между СПК колхоз «<данные изъяты>» и ФИО4, фактически являлся договором социального найма, согласно данного договора с нанимателем в жилое помещение вселены его жена Коротаева Е.Г. и дочь. В связи с передачей жилищного фонда СПК колхоза «<данные изъяты>» администрации Мурашинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение администрацией сельского поселения было передано по договору социального найма ФИО4 и членам его семьи в возмездное бессрочное владение и пользование. Представитель ответчика полагает, что решение жилищной комиссии от 18.06.2014 года об отказе в предоставлении Коротаевой Е.Г. жилого помещения является законным и обоснованным.
 

    Представитель третьего лица Управления образованием и социальной работой администрации Мурашинского района ФИО5 полагает, что исковые требования Коротаевой Е.Г. удовлетворению не подлежат, так как истец, являясь членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет права на обеспечение жилым помещением. Также суду пояснила, что на основании решения жилищной комиссии от 18.06.2014 года в Департамент образования Кировской области 29.07.2014 года были направлены сведения об исключении из сводного списка Коротаевой Е.Г., подлежащей обеспечению жилым помещением в 2014 году.
 

    Представитель ответчика Департамента финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в представленных возражениях просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласен в полном объеме, указывая на то, что истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
 

    Представитель департамента образования Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ранее в представленном отзыве, просил рассмотреть дело без его участия, исковое заявление считает обоснованным, требования истца поддерживает.
 

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.
 

    Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
 

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
 

    Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    На основании п. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с частями 1-3 ст. 16, ч.ч.1, 2 ст. 17 Закона Кировской области от 04.12.2012 N 222-30 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникам жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма, необходимо доказать соблюдение всех условий, закрепленных законодательством Российской Федерации.
 

    Коротаева Е.Г. не представила суду доказательств того, что она, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением.
 

    Положения абзаца третьего статьи 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
 

    Сторонами не оспаривается и судом установлено, что истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей (л.д.9, 10, 11, 12).
 

    Как следует из представленной суду копии распоряжения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Фамилия Е.Г., <данные изъяты>, установлена опека и закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> (л.д.13).
 

    ДД.ММ.ГГГГ Фамилия Е.Г. заключила брак с ФИО4 (д.д. 14), ДД.ММ.ГГГГ у супругов родилась первая дочь (л.д.15).
 

    ДД.ММ.ГГГГ между СПК колхоз «<данные изъяты>» и ФИО4 с учетом членов его семьи был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> (жилая площадь дома <данные изъяты> кв. м) (л.д. 20-21).
 

    Коротаева Е.Г. по данному адресу имеет временную регистрацию с 24.11.2011 года по 24.11.2016 года.
 

    На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> признано непригодным для проживания (л.д.17), в связи с чем, постановлением администрации <данные изъяты> от 26.10.2012 года Коротаева Е.Г. признана нуждающейся в жилом помещении (л.д.18).
 

    При этом необходимо отметить, что достигнув совершеннолетия в 2009 году, истец не предпринимала мер к проживанию, обследованию, соответствующем уходе закрепленного за ней жилого помещения по адресу <адрес>.
 

    Постановлением администрации Мурашинского района Кировской области от 26.03.2013 года Коротаева Е.Г. поставлена на учет по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и как лицо, оставшееся без попечения родителей, включена в список органа опеки и попечительства МО Мурашинский муниципальный район, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2014 году (л.д.19).
 

    ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей жилищного фонда СПК колхоза «<данные изъяты>» администрации Мурашинского сельского поселения жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> администрацией сельского поселения было передано по договору социального найма ФИО4 и членам его семьи в возмездное бессрочное владение и пользование.
 

    ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма с ФИО4 администрацией сельского поселения на пользование вышеуказанного жилого помещения был перезаключен, при этом истец не указана в данном договоре, как совместно вселяющийся в жилое помещение член семьи.
 

    Вместе с тем не указание Коротаевой Е.Г. в договоре социального найма не является основанием для признания ее не приобретшей права на данное жилое помещение.
 

    В силу требований ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
 

    Волеизъявление Коротаевой Е.Г. не проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не носит вынужденного характера, связанного отношениями с супругом, а обусловлено желанием проживать в <адрес>, поэтому не лишает ее права, будучи членом семьи своего супруга, пользования данным жилым помещением.
 

    Существующие брачные отношения, отсутствие намерений у истца и ее супруга добровольно отказаться от права на жилое помещение свидетельствуют о наличии права пользования данным жилым помещением всех членов семьи нанимателя.
 

    Таким образом, решение жилищной комиссии от 18.06.2014 года об отказе в предоставлении жилого помещения Коротаевой Е.Г., не смотря на спорный изначально правовой режим жилого помещения по адресу: <адрес>, по сути является законным и обоснованным, так как с ДД.ММ.ГГГГ Коротаева Е.Г., является членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения по договору социального найма.
 

    Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку судом установлено, что у истца имеется жилое помещение для проживания, отвечающее степени пригодности и санитарным нормам.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    В удовлетворении исковых требований Коротаева Е.Г. к Администрации Мурашинского района Кировской области об отмене решения жилищной комиссии от 18.06.2014 года, признании права на предоставление жилого помещения –отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.    
 

    Мотивированное решение оформлено в совещательной комнате 17 октября 2014 года.
 

    Судья Перминова О.С.