Дело №2-324/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Мантурово 03 сентября 2014 года
 

    Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
 

    председательствующего судьи Комарова А.Б.,
 

    при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыцевич Галины Леонидовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по [адрес] и [адрес] о включении периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Сыцевич Г.Л. обратилась в Мантуровский районный суд [адрес] с иском к ГУ - УПФ РФ по [адрес] и [адрес] о признании незаконным решения комиссии ГУ-УПФ РФ от [дата] [номер] об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании ответчика включить в стаж следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с [дата] по [дата] (25 дней); с [дата] по [дата] (24 дня); [дата] (1 день); с [дата] по [дата] (26 дней); с [дата] по [дата] (26 дней); [дата] (1 день) – всего [дата] Льготный стаж составил [дата] Свои требования мотивировала тем, что в трудовой стаж должны быть включены периоды обучения на курсах повышения квалификации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того: для её категории работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. На данных же основаниях включаются и периоды нахождения в служебных командировках. Считает, что вышеуказанные периоды работы необоснованно исключены из льготного трудового стажа.
 

    В судебном заседании Сыцевич Г.Л. просила признать неправомерным отказ ГУ-УПФ РФ по [адрес] и [адрес] от [дата] [номер], включить в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды работы: курсы повышения квалификации с [дата] по [дата] (25 дней); с [дата] по [дата] (24 дня); [дата] (1 день); с [дата] по [дата] (26 дней); с [дата] по [дата] (26 дней); [дата] (1 день) – всего [дата]
 

    Представитель ответчика – ГУ-УПФ РФ по [адрес] и [адрес] по доверенности – Зайцева М.Г. с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истица не могла выполнять лечебную деятельность в течение полного рабочего дня, таким образом, курсы повышения квалификации не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. На момент подачи заявления льготный стаж Сыцевич Г.Л. составил [дата]
 

    Исследовав материалы дела, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит иск Сыцевич Г.Л. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания и в иных случаях, установленным законом.
 

    В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу пункта второго ст. 27 данного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Из записей трудовой книжки следует, что с [дата] по настоящее время. Сыцевич Г.Л. работает в должности [адрес] (л.д.11-13).
 

    Из протокола заседания комиссии ГУ-УПФ РФ по [адрес] и [адрес] от [дата] [номер] следует, что периоды работы Сыцевич Г.Л. в стаж работы в связи с лечебной деятельностью засчитаны периоды с [дата] по настоящее время в должности <данные изъяты> в календарном порядке, т.е. 1 год работы за 1 год. Однако, периоды повышения квалификации с [дата] по [дата] (25 дней); с [дата] по [дата] (24 дня); [дата] (1 день); с [дата] по [дата] (26 дней); с [дата] по [дата] (26 дней); [дата] (1 день) – всего <данные изъяты> комиссией не были включены в общий трудовой стаж (л.д.6-8).
 

    Согласно ст.112 КЗоТ РСФСР, действовавшего ранее, и ст. 187 ТК РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г., при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
 

    В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
 

    Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
 

    Согласно Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.12.1994 г. № 286, к занятию профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее медицинское и фармацевтическое образование и специальное звание (квалификацию) в Российской Федерации, имеющие диплом и сертификат специалиста, а на занятия определенные видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, - также и лицензию.
 

    Для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности.
 

    Так, в соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
 

    Судом установлено, что трудовые отношения с истцом во время нахождения на курсах повышения квалификации не прекращались, в указанные периоды за ней сохранялись место работы и заработок, работодателем производились отчисления страховых взносов. Направление истца на курсы повышения квалификации осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах, по окончании курсов повышения квалификации истцом были получены соответствующие документы об окончании: сертификаты, свидетельства. Данные периоды необходимо рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно ст. 81 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» и п/п 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются представленными приказами работодателя о направлении Сыцевич Г.Л. на курсы повышения квалификации (л.д.15-20), соответствующими сертификатами (л.д.21-24) и свидетельствами о прохождении обучения (л.д.25-26).
 

    Суд приходит к выводу, что исключение оспариваемых периодов из специального стажа истца и, как следствие, принятие решения об отказе Сыцевич Г.Л. в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, не соответствует закону, нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды с [дата] по [дата] (25 дней); с [дата] по [дата] (24 дня); [дата] (1 день); с [дата] по [дата] (26 дней); с [дата] по [дата] (26 дней); [дата] (1 день) – всего <данные изъяты> подлежат зачету в льготный стаж, дающий Сыцевич Г.Л. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку курсы повышения квалификации, предоставляемые с сохранением средней заработной платы и места работы, являются разновидностью дополнительных отпусков, так как за работником сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец работал в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
 

    С учетом периодов обучения на курсах повышения квалификации (3 месяца 13 дней), трудовой стаж Сыцевич Г.Л., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на момент ее обращения в пенсионный орган [дата] составлял более [дата] что являлось основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
 

    Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить спорные периоды в стаж лечебной деятельности и назначить льготную трудовую пенсию по старости с момента обращения, подлежат полному удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковое заявление Сыцевич Галины Леонидовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по [адрес] и [адрес] о включении периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
 

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по [адрес] и [адрес] включить Сыцевич Галине Леонидовне периоды обучения на курсах повышения квалификации: с [дата] по [дата] (25 дней); с [дата] по [дата] (24 дня); [дата] (1 день); с 10.09.2007г. по [дата] (26 дней); с [дата] по [дата] (26 дней); [дата] (1 день) – всего [дата] в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
 

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по [адрес] и [адрес] назначить Сыцевич Галине Леонидовне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с [дата].
 

    Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по [адрес] и [адрес] в пользу Сыцевич Галины Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
 

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий А.Б. Комаров
 

    Решение вступило в законную силу 04 октября 2014 года.