Дело №2-325/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2014 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Трухина А.Л.,
при секретаре Рыжовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малиновой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области о признании незаконным протокола [№] от [Дата] в части не включения в трудовую лечебную деятельность периодов нахождения на курсах повышения квалификации, возложении обязанности включить в льготный трудовой стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения с заявлением,
УСТАНОВИЛ:
Малинова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области о признании незаконным протокола [№] от [Дата] в части невключения ей в трудовой стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с [Дата] по [Дата] – 23 дня; с [Дата] по [Дата] – 19 дней; с [Дата] по [Дата] – 1 месяц 23 днея; с [Дата] по [Дата] – 3 дня; с [Дата] по [Дата] – 5 дней; с [Дата] по [Дата] – 5 дней; с [Дата] по [Дата] – 5 дней; с [Дата] по [Дата] – 5 дней; с [Дата] по [Дата] – 5 дней, а всего 4 месяцев 3 дней, требованиями обязать ответчика включить в стаж лечебной деятельности вышеуказанные периоды обучения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в пенсионный орган с [Дата].
В обоснование заявленных требований Малинова Т.В. указала, что [Дата] обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку у нее возникло право на пенсию. Решением комиссии по рассмотрению вопросов назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району от [Дата] ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа. Вышеуказанные периоды повышения квалификации небыли включены в льготный стаж. Считает решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным.
В судебном заседании Малинова Т.В. иск поддержала и пояснила, что после окончания медучилища с [Дата] года начала работать в должности медсестры Медведицкой участковой больницы, которая являлась подразделением Мантуровской райбольницы. С [Дата] года переведена на должность заведующей Медведицким ФАП – фельдшером. В дальнейшем менялась организационная принадлежность и наименование медицинского учреждения, при этом место её работы не изменялось. С 1991 года по настоящее время работает в сельской местности. В периоды с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] и с [Дата] по [Дата] проходила обучение на курсах повышения квалификации на базе Костромского и Шарьинского медицинских училищ, о чем работодателем издавались соответствующие приказы, по месту учебы выдавались свидетельства и сертификаты. [Дата] обратилась в ГУ УПФ по г. Мантурово и Мантуровскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку стаж лечебной деятельности в сельской местности составил 25 лет. Данный стаж определен с учетом льготного исчисления периода работы в сельской местности 1 год 3 месяца за каждый год работы в период до [Дата] года. Ответчиком было принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия стажа. Периоды обучения на курсах повышения квалификации 4 месяца 3 дня были исключены из льготного стажа. Считает решение комиссии незаконным, поскольку для медицинских работников периодическое прохождение обучения – это обязательное условие, закрепленное в Законе. Во время прохождения курсов повышения квалификации трудовой договор с ней не расторгался, сохранялась зарплата, производилась уплата взносов в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Изосимова Е.Ю. против иска возражала и пояснила, что Малиновой Т.В. правомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, так как из льготного стажа исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации. Действующим законодательством возможность включения в льготный стаж работы этих периодов не предусмотрена.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Малиновой Т.В., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством России.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеет средний медицинский персонал, в том числе: фельдшер, акушерка, медицинская сестра, осуществляющие свою деятельность в больницах, поликлиниках всех наименований, фельдшерско-акушерском пункте.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [Дата] Малинова Т.В. обратилась в Пенсионный фонд РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения (л.д.23-29).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району в Костромской области от [Дата] Малиновой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за работу в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа работы (25 лет). Как указано в выводах комиссии, изложенных в протоколе [№] от [Дата], из стажа для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью были исключены следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] и с [Дата] по [Дата] а всего курсов 123 дня (4 месяца 3 дня), со ссылкой на то, что в соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации законодательством РФ не предусмотрено. Льготный стаж Малиновой Т.В. на момент обращения составил 24 года 8 месяцев 3 дня (л.д.7-8).
Согласно записям в трудовой книжке на имя Малиновой Татьяны Васильевны [№] в период с [Дата] по [Дата] она обучалась в Шарьинском медучилище на фельдшерском отделении. [Дата] была принята на работу в Мантуровскую райбольницу на должность медсестры Медведицкой участковой больницы. [Дата] переведена заведующей Медведицким ФАП – фельдшером. С [Дата] Малинова Т.В. переведена в МУЗ «Спасская участковая больница», принята на должность заведующей Медведицким фельдшерским пунктом – фельдшером. Также в трудовой книжке имеется запись о переименовании лечебного учреждения МУЗ «Спасская участковая больница» в ОГБУЗ «Спасская участковая больница (л.д.9).
Поскольку работодатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты трудовой пенсии, суд принимает в качестве допустимых и достоверных доказательств справки, уточняющие характер работы, которыми лечебные учреждения ОГБУЗ «Спасская участковая больница» и ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» подтвердили полную занятость Малиновой Т.В. в спорные периоды и наличие соответствующего специального стажа работы, в том числе, в сельской местности (л.д.33-34, 35-36).
Судом установлено, что Малинова Т.В. имеет специальное медицинское образование, что подтверждается копией диплома ПТ [№] выданного Шарьинским медицинским училищем [Дата] (л.д.37).
Ответчиком не оспаривается, что истица работала на должностях среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения постоянно при полной занятости и её льготный стаж на момент обращения за назначением пенсии составил 24 года 8 месяцев и 3 дня.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности.
Так, в соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 года №314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя медицинского учреждения является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Судом установлено, что трудовые отношения с истицей во время нахождения её на курсах повышения квалификации не прекращались, в указанные периоды за ней сохранялись место работы и заработок, работодателем производились отчисления страховых взносов. Направление истицы на курсы повышения квалификации осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах, по окончании курсов повышения квалификации истицей были получены соответствующие документы об окончании: свидетельства, удостоверение. Данные периоды необходимо рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно ст. 81 ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР» и п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными копиями приказов [№] от [Дата] г., [№] от [Дата] г., [№] от [Дата] г.,[№] от [Дата] г., [№] от [Дата] о направлении Малиновой Т.В. на курсы повышения квалификации (л.д.10-14), копией сертификата специалиста [№] от [Дата] (л.д.15), копией сертификата [№] от [Дата] (л.д.16-17), копией удостоверения о краткосрочном повышении квалификации рег. [№] за [Дата] год (л.д.18), выпиской из индивидуального лицевого счета о пенсионных правах застрахованного лица Малиновой Т.В., сведениями из пенсионного дела о её трудовом стаже и заработке (л.д.41-51).
Анализируя представленные сторонами доказательства, применяя декларированный Конституцией РФ принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, суд приходит к выводу, что исключение оспариваемых периодов из специального стажа истца и, как следствие, принятие решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, не соответствует закону, нарушает конституционное право Малинов Т.В. на социальное обеспечение по возрасту.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] и с [Дата] по [Дата] подлежат зачету истице в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку для прохождения указанных курсов она была направлена именно работодателем, с соблюдением норм действующего трудового законодательства и указанные периоды были сопряжены с осуществляемой ею медицинской деятельностью.
Суд также находит установленным, что на момент обращения с заявлением к ответчику у истицы имелся 25-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, необходимый для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено данным Законом.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что при обращении в пенсионный орган Малинова Т.В. уже имела необходимый 25-летний стаж, дающий право на досрочную пенсию, с учетом нахождения ее на курсах повышения квалификации, [Дата] представила необходимые документы ответчику, признал необоснованным отказ пенсионного органа в назначении ей пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением следует признать соответствующим требованиям Закона.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Малиновой Т.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области удовлетворить.
Решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области от [Дата] об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет Малиновой Татьяне Васильевне (протокол [№] от [Дата]) признать незаконным.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области включить периоды обучения на курсах повышения квалификации Малиновой Татьяны Васильевны, [Дата] года рождения, проживающей по адресу: [Aдрес], [Aдрес], с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., с [Дата] по [Дата] г., а всего 4 месяца 3 дня, в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области назначить Малиновой Татьяне Васильевне досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с [Дата].
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по г. Мантурово и Мантуровскому району Костромской области в пользу Малиновой Татьяны Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в размере [Данные изъяты] рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Л. Трухин
27 сентября 2014 года решение вступило в законную силу