Дело № 5-28/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

    г. Мантурово 08 сентября 2014 года
 

    Судья Мантуровского районного суда Костромской области Комаров А.Б.,
 

    при секретаре Кузнецовой И.И.,
 

    рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица –ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», имеющего юридический адрес: [адрес], свидетельство [номер] в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    При рассмотрении настоящего дела установлено, что специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по [адрес] в [адрес], при внеплановой выездной проверке [дата] в отношении ОГБУЗ «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», по адресу: [адрес], обнаружено, что ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» при осуществлении деятельности в паталогоанатомическом отделении допущены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении санитарно - эпидемиологических требований:
 

    - Патологоанатомическое отделение не оборудовано резервным горячим водоснабжением, в том числе в секционной. Централизованное горячее водоснабжение имеется только в отопительный период (с октября до мая), чем нарушен п. 26 «Правил по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений», утвержденных приказом Минздрава СССР 20.03.1964 г. № 468-64), в соответствии с которыми патологоанатомическое отделение и морг (лаборатории), должны быть обеспечены горячим водоснабжением. В соответствии с п. 5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года № 58, (зарегистрированы в Минюсте РФ 09.08.2010 года № 18094), в соответствии с которым для существующих учреждений - в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
 

    - Отделка помещений не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: краска на подоконниках окон всех помещений и рамах шелушится; ремонт рам не проводился со времени постройки здания; часть форточек (фрамуг) не открываются, рамы рассохлись; проветривание не проводится; плитка со стен секционной и холодильной камеры местами отлетела; побёлка на потолке секционной местами отпала; со стен в помещении приема трупов краска местами отбита до штукатурки, возле косяков дверей до кирпича; над входом в холодильную камеру имеются следы протечек; в помещении, смежном с секционной, при установке сплит-системы нарушена целостность покрытия стен, имеются трещины; в кабинете приема врача имеются трещины на стенах, разбито стеклополотно, осколки лежат между рамами, чем нарушен п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность; п. 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
 

    - В секционной не оборудован умывальник с локтевым или педальным пуском воды для мытья рук персонала и раковина для обработки инструментария, чем нарушен п. 5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков; п. 28 вышеназванных Правил № 468-64, в соответствии с которым для мытья рук работающего персонала в помещениях патологоанатомического отделения и морга (лабораторий), должны быть водопроводные раковины отдельно от раковин, предназначенных для мытья инвентаря и инструментария. В секционной и предсекционной должны устанавливаться специальные хирургические умывальники с локтевым или педальным пуском воды.
 

    - Секционный стол покрыт глазированной плиткой, которая местами выпала, что затрудняет качественную обработку и дезинфекцию, чем нарушен п. 40 тех же Правил № 468-64, в соответствии с которым секционные столы должны изготовляться из водонепроницаемого материала и иметь легко очищаемое покрытие (мрамор, мозаичные плиты, нержавеющая сталь, оцинкованное железо), выдерживающее частое мытье дезинфицирующими средствами; п. 10.16.4 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым секционные столы должны быть изготовлены из водонепроницаемого материала с легко очищаемым покрытием (мрамор, мозаичные плиты, оцинкованное железо, нержавеющая сталь), выдерживающим частую обработку дезинфекционными средствами, иметь подводку холодной и горячей воды и сток в канализацию, закрывающийся сеткой-уловителем. Предусматривается наличие трапа в полу секционной.
 

    - В помещении приема трупов для искусственного освещения используется лампа накаливания, не оборудованная сплошными (закрытыми) рассеивателями, чем нарушен п. 7.8 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
 

    - На момент проверки холодильная камера не работает в связи с неисправностью сплит-системы «Роlair», чем нарушен п. 6.36 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматривается не реже 1 раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно.
 

    - Каталки, используемые для транспортировки трупов, ржавые, что затрудняет их очистку и дезинфекцию, чем нарушен п. 41 Правил № 468-64, в соответствии с которым каталки, носилки и другие приспособления для транспортировки трупов должны иметь металлические, легко очищаемые и дезинфицируемые покрытия.
 

    - Оборудованная душевая не работает, помещение используется в качестве складского, чем нарушен п. 21 Правил Минздрава СССР № 468-64, в соответствии с которым для персонала патологоанатомического отделения и морга обязательно должна предусматриваться душевая комната; п. 15.11 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым для персонала стационаров предусматривается устройство гардеробных с душем и туалетом.
 

    - Не выделена комната для одевания трупов, одевание осуществляется в секционной или в помещении для хранения трупов, чем нарушен п. 48 Правил Минздрава № 468-64, в соответствии с которым одевание трупа производится в специально отведенной для этого комнате. Одевание трупа в секционной и трупохранилище не должно допускаться.
 

    - В патологоанатомическом отделении оборудована одна секционная, чем нарушен п. 10.16.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, в соответствии с которым в патологоанатомическом отделении должны быть предусмотрены как минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом.
 

    В судебном заседании представитель юридического лица – ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» – Сперанский В.Н. – не оспаривал факт выявленных нарушений, вину ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» в совершении правонарушения признал полностью. При этом показал, что здания окружной больницы построены и сданы в эксплуатацию в 1982 году, а СанПиН 2.1.3.2630-10 действуют с 2010 года. Требования данных СанПин он знает в полном объеме. Нарушения, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, действительно имеют место. Однако, в помещении патологоанатомического отделения больницы давно необходимо производить капитальный ремонт, а не косметический ремонт. Что касается отсутствия в отделении горячего водоснабжения, то это сложившаяся практика по городу в течение десятилетий – в летний период времени она не подается ни юридическим, ни физическим лицам. В настоящее время вопрос о финансировании капитального ремонта отделения находится на проработке на уровне областного руководства. Локальная смета на капитальный ремонт отделения на сумму 1 602 864 рублей проходит проверку в департаменте ТЭК и ЖКХ области. Просил суд не назначать ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» наказание в виде административного приостановления деятельности паталогоанатомического отделения, так как это подразделение является очень важным для больницы, так как в среднем, в течение года, через него проходят примерно 300 тел умерших. Кроме того, в отделении арендует помещения ОГБУЗ «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», где работает судебно-медицинский эксперт.
 

    Представитель юридического лица – ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» – Миронова В.С. – в судебном заседании поддержала доводы представителя Сперанского В.Н.
 

    Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по [адрес] в [адрес] Думкина О.В. в судебном заседании показала, что нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, выявлены в ходе внеплановой проверки и действительно имели место в полном объеме. Отсутствие горячей воды, специальных хирургических умывальников с локтевым или педальным пуском воды, неисправность холодильной камеры, выпадение местами в секционном столе глазированной плитки, затрудняющее качественную обработку и дезинфекцию, использование ржавых каталок для транспортировки трупов, также затрудняющее их очистку и дезинфекцию, являются серьезными нарушениями, которые могут повлечь за собой распространение инфекций. Ссылки представителя больницы на изменившиеся требования в связи с введением в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 она считает несостоятельными, так как практически все эти нарушения регламентировались Правилами Минздрава № 468-64, 1964 года издания.
 

    Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
 

    Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
 

    В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Согласно статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под государственными санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. В силу п. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    В силу пункта 3 ст. 39 названного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    В соответствии с п. 1.1 СанПиН 2.1.3.2630-10, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования | к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
 

    В соответствии с п. 1.2 названных СанПиН, санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно- правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.
 

    В соответствии с п. 1.5 тех же СанПиН, ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
 

    В соответствии с п. 2 Правил Минздрава № 468-64, правила являются обязательными при проектировании и строительстве новых, а также при переоборудовании и эксплуатации существующих патологоанатомических отделений и моргов (лабораторий).
 

    В соответствии с п. 7 тех же Правил, ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на администрацию учреждения и заведующих патологоанатомическим отделением и моргом (лабораториями).
 

    Обстоятельства правонарушения, совершенные ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» подтверждаются также протоколом об административном правонарушении от [дата] (л.д.4-7), протоколом от [дата] о временном приостановлении деятельности ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» с фототаблицами (л.д. 8-21), уведомлением ОГБУЗ «Мантуровской окружной больницы» от [дата] о дате и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д.22).
 

    Действия юридического лица – ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» – судья квалифицирует по ст.6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
 

    При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, которое создает угрозу для здоровья человека.
 

    Смягчающим ответственность обстоятельством судья признает признание юридическим лицом своей вины.
 

    Отягчающих ответственность обстоятельств судья не усматривает.
 

    При установленных обстоятельствах, судья считает необходимым назначить ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» наказание в виде административного приостановления деятельности не в максимальных размерах, предусмотренных санкцией статьи.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
 

П О С Т А Н О В И Л:
 

    Назначить областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мантуровская окружная больница», расположенному по адресу: [адрес], наказание по ст.6.3 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности паталогоанатомического отделения, в т.ч. помещений, занимаемых структурным подразделением ОГБУЗ «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», сроком на 30 (тридцать) суток, начиная с 09 час.00 мин. 03 сентября 2014 года.
 

    Постановление судьи, назначившего административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
 

    Настоящее постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.
 

    Судья: А.Б. Комаров
 

    Постановление вступило в законную силу 22 сентября 2014 года.