Дело № 2-298/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    Р.п. Майна 07 октября 2014 года
 

        Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., с участием истца Зимина В.А., представителя ответчика Берхеева И.К., при секретаре Кузьминой Е.Ю.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зимина В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

        Зимин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы по призыву с 17 мая 1986 года по 30 июня 1988 года, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 31 июля 2014 года и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере *** рублей. В обоснование заявленных требований указано, что с 10.09.1990 года принят на работу на должность лаборанта с правом ведения педагогических часов в *** педагогическое училище ***. 29.07.1991 года уволился по собственному желанию. 29.08.1991 года принят преподавателем курса ОБЖ в *** среднюю школу.17.09.2000 года переведен преподавателем-организатором ОБЖ с 01.11.1999 года и по настоящее время занимается педагогической деятельностью в качестве преподавателя-организатора ОБЖ в МОУ *** средняя общеобразовательная школа. 31 июля 2014 года Зимин В.А. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Майнском районе Ульяновской области с заявлением и необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 14.08.2014 года получил отказ от ответчика, протокол № *** от 13.08.2014 года. Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании подпункта «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В связи с этим в его педагогический стаж необходимо включить период службы по призыву в вооруженных силах МВД СССР с 17.05.1986 года по 30.06.1988 года.
 

    В судебном заседании истец Зимин В.А. уточнил заявленные требования, просил суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 18 мая 1986 года по 26 мая 1988 года, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 20 августа 2014 года и взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Далее истец пояснил суду, что он до настоящего времени работает преподавателем в школе и занимается педагогической деятельностью.
 

    Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Майнском районе Ульяновской области Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, суду пояснил, что решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.08.2014 года Зимину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, который на момент обращения, согласно решению комиссии, составлял 22 года 11 месяцев 03 дня. Зимину В.А. не был засчитан в специальный стаж период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 18.05.1986 года по 26.05.1988 года (2 года 8 дней), поскольку включение периода прохождения военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Списком не предусмотрено. Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности. Однако обязательным условием такого зачета, установленным в п. 4 данного Положения, являлось наличие 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию на 01 октября 1993 года. В соответствии с п.п. «а» п.1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет 2/3 стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев необходимо было отработать в должностях и учреждениях согласно утвержденному Перечню. Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953. Истец к этому времени проработал в должности, дающей право на льготную пенсию менее требуемых 16 лет 8 месяцев, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
 

    Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
 

    В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
 

    Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе от 13.08.2014 года *** (протокол *** от 13.08.2014) Зимину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия необходимого требуемого 25-летнего стажа. При этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды: с 29.08.1991 г. по 31.10.1999 г. – преподаватель ( 8 лет 2 месяца 3 дня) *** средняя школа; с 01.11.1999 г. По 31.07.2014 г. – преподаватель-организатор ОБЖ (14 лет 9 месяцев) МОУ *** средняя общеобразовательная школа. Специальный стаж составил 22 года 11 месяцев 3 дня.
 

    Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
 

    Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции от 30.06.2009) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
 

    В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР.
 

    Согласно военному билету НП *** Зимин В.А. проходил действительную военную службу с 18 мая 1986 года по 26 мая 1988 года.
 

    В указанный период времени (период прохождения срочной военной службы истцом) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.
 

    В силу пункта 4 названного Положения, в частности служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
 

    Период службы Зимина В.А. в Вооруженных силах СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
 

    Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
 

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
 

    Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
 

    Принимая во внимание, что на момент обращения Зимина В.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

    Таким образом, период срочной    службы Зимина В.А. в составе Вооруженных Сил СССР с 18 мая 1986 года по 26 мая 1988 года подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день к одному, на основании вышеназванного Постановления Совета Министров СССР, которое действовало в период прохождения срочной службы истца в Армии.
 

        Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью 31 июля 2014 года, истец не имел необходимый 25-летний стаж, однако вместе с тем продолжал осуществлять педагогическую деятельность, и право на получении пенсии у него возникло 20 августа 2014 года, Зимину В.А. следует назначить досрочную трудовую пенсию с 20 августа 2014 года.
 

    Согласно ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
 

    Государственная пошлина в размере *** рублей, уплаченная истцом Зиминым В.А. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

        Исковые требования Зимина В.А. удовлетворить.
 

        Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Зимину В.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 18 мая 1986 года по 26 мая 1988 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 20 августа 2014 года.
 

        Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Зимина В.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Майнский районный суд Ульяновской области.
 

    Судья А.В. Глухов