Дело № 2-1162/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

 

    08 октября 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В.,
 

    с участием помощника прокурора Лысьвенской городской прокуратуры Меркурьевой Н.С.,
 

    истца Зерниной С.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Зерниной С.С. к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о предоставлении жилого помещения,    
 

УСТАНОВИЛ:
 

        Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу в защиту жилищных прав Зерниной С.С. В иске указал, что Зернина С.С. (добрачная фамилия Храпова) обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. В связи непригодностью жилого помещения, которое было за ней закреплено, Зернина С.С. включена в очередь на получение по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законов Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» истцу после включения ее в соответствующий список Правительством Пермского края должно было быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением истец не обеспечена. Просит возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Зерниной С.С. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Лысьвы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Лысьва. Кроме того, на основании Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п, просит возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу обязанность произвести осмотр предложенного истцу жилого помещения.
 

        В суде прокурор Меркурьева Н.С. требования к Правительству Пермского края поддержала по доводам, изложенным в заявлении. На требованиях к Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу не настаивала.    
 

    Истец Зернина С.С. в суде с позицией прокурора согласилась, поддержав требования к Правительству Пермского края по доводам, приведенным прокурором.
 

    Представитель ответчика - Правительства Пермского края и третьего лица - Министерства социального развития Пермского края Довнер Н.В., а также представитель Территориального управления Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу Марышева Л.Л. в своих письменных отзывах против иска возражали.
 

    Министерство социального развития Пермского края Территориального управления Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу
 

        Представитель третьего лица КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений по иску не представил.
 

    Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
 

        В соответствии с положениями, предусмотренными статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ и статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также статьей 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 года №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются им по окончании, в том числе, прохождения военной службы по призыву. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет на основании заявления в письменной форме по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Специализированные жилые помещения предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Зернина (Храпова) С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Зерниной С.С. – ФИО7 и ФИО8 были лишены в ее отношении родительских прав (л.д.23). На основании постановления главы Администрации города Лысьвы за № от ДД.ММ.ГГГГ Зернина С.С. была направлена в Дом ребенка (л.д.22), ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № № передана в приемную семью (л.д.18), где и воспитывалась до достижения восемнадцатилетнего возраста. ДД.ММ.ГГГГ Зернина С.С. окончила ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж» (л.д.12).
 

    По данным органов технической инвентаризации и данным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Зернина С.С., ее мать ФИО7 и отец ФИО9, а также ее супруг Зернин С.С. в собственности жилья не имеют (л.д.17,25-34). Постановление Администрации города Лысьвы за № от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления жилья за Зерниной С.С. отменено постановлением Главы города Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ Зернина С.С. поставлена в льготную очередь на получение жилья (л.д.19,20). До настоящего времени Зернина С.С. имеет регистрацию в Детском доме в <адрес>, проживает на съемной квартире (л.д.10-11).
 

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в территориальный орган Минсоцразвития Пермского края с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д.16). Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ Зернина С.С. включена в соответствующий список (л.д.15).
 

    Исходя из указанных выше норм закона и при установленных обстоятельствах: истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла восемнадцатилетнего возраста, окончила учебное заведение, обратилась с письменным заявлением в территориальный орган Минсоцразвития и была включена в список на получение жилья, закрепленного и какого-либо иного жилого помещения не имеет, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, то вправе была рассчитывать на своевременное получение по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. В связи, с чем довод представителя Министерства социального развития Пермского края об отсутствии нарушенного права истца, не состоятелен.
 

    Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
 

    Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09. 2007 г. № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края»: система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
 

    Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края. В связи с чем, возражения представителя ответчика, в этой части суд полагает признать несостоятельным. При этом, Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года №1194-п, на который ссылается ответчик, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
 

    Довод ответчиков о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией города Лысьвы Пермского края не основано на действующем законодательстве, суд также признает несостоятельным.
 

    В соответствии с п. 1.3, п.1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013года № 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства
 

    Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление.
 

    Местом жительства Зерниной С.С. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является г. Лысьва Пермского края, где она зарегистрирована и проживает в настоящее время. Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ей жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.
 

    Довод Министерства социального развития Пермского края о том, что при удовлетворении о предоставлении жилого помещения без учета очередности нарушит права лиц, обладающих одинаковыми правами с истцом, не основан на законе. Предоставление жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанными выше нормативно-правовыми актами не обусловлено какой-либо очередностью.
 

    Таким образом, иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению.
 

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

        Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах Зерниной С.С. удовлетворить.
 

        Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Зерниной С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва.
 

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья:                                        Т.А. Киселева