Дело № 2-446/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Луза Кировской области ДД.ММ.ГГГГ
Лузский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре Мельчаковой Е.В.,
представителя истца Батиной О.В.,
представителя ответчика Чебыкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Лузского района Кировской области к отделу судебных приставов по Лузскому району УФССП по Кировской области об освобождении от уплаты исполнительских сборов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительских сборов. В обоснование своих требований указала, что решением Лузского районного суда Кировской области от 01 апреля 2014 года на муниципальное образование Лузский муниципальный район в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Лузского района Кировской области возложена обязанность предоставления <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Кировской области. Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Лузскому району 16 мая 2014 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства с установленным 5-дневным сроком для добровольного исполнения. Решением Лузского районного суда Кировской области от 20 марта 2014 года на муниципальное образование Лузский муниципальный район в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Лузского района Кировской области возложена обязанность предоставления <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Кировской области. Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Лузскому району 08 мая 2014 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства с установленным 5-дневным сроком для добровольного исполнения.
Администрация Лузского района приступила к исполнению решений суда до вынесения указанных постановлений, информируя отдел судебных приставов. Администрацией Лузского района принимались все законные меры по исполнению решений суда. Так, в областном бюджете на 2014 год администрации Лузского района увеличена сумма субвенций для приобретения квартир в специализированный жилой фонд до <данные изъяты> рублей (дополнительные ассигнования составили <данные изъяты> рублей). Однако, предусмотренные ранее бюджетом средства субвенции в сумме <данные изъяты> рублей предназначены для приобретения квартир другим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные средства поступили из областного бюджета, имею целевую направленность. Использование этих средств на приобретение квартир для <данные изъяты> могло повлечь нарушение бюджетного законодательства и квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств. Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сумма планируемой субвенции <данные изъяты> тысячи рублей закреплена в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального района на 2014 год. ДД.ММ.ГГГГ изданы Постановления №552,553 о проведении электронных аукционов по закупке квартир для <данные изъяты> По результатам электронных аукционов, оформленных протоколами от ДД.ММ.ГГГГ № и № определены продавцы квартир, с которыми предполагается заключение контрактов на приобретение квартир для <данные изъяты>.Г. Финансовые средства поступят на счет администрации после заключения контрактов по приобретению квартир с продавцами. Указанные обстоятельства не были учтены судебным приставом-исполнителем при вынесении постановлений о взыскании исполнительских сборов. В соответствии с положениями ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины. Полагают, что в действиях администрации <адрес> отсутствует вина, поскольку были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда. Просят освободить их от взыскания исполнительского сбора по постановленям судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца Батина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Просит освободить администрацию <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительным производствам №, № об обязании администрации <адрес> предоставить <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения. Считает, что администрацией <адрес> были приняты все необходимые меры по исполнению решений суда. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в <адрес> «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» для <адрес> была увеличена сумма субвенций, предназначенных для приобретения квартир в специализированный жилой фонд и предоставления по договорам найма <данные изъяты> В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ приобретение жилых помещений возможно только на торгах, процедура которых не позволяет провести их в течение срока, установленного ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве». ДД.ММ.ГГГГ были проведены электронные аукционы, ДД.ММ.ГГГГ заключены муниципальные контракты, ДД.ММ.ГГГГ по договорам найма предоставлены квартиры <данные изъяты> Полагает, что администрация не имела возможности выполнить требования исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения в силу объективных причин и недостаточности финансирования из бюджета области, поскольку денежные средства выделяются для приобретения жилья конкретным лицам.
Представитель ответчика Чебыкина Н.А. в судебном заседании не согласна с исковыми требованиями истца, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом было возбуждено исполнительное производство № о предоставлении <данные изъяты>. по договору найма специализированного жилого помещения, в котором был установлен срок для добровольного исполнения решения, предусмотренный законом. Копия указанного постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом было возбуждено исполнительное производство № о предоставлении <данные изъяты>Г. по договору найма специализированного жилого помещения, в котором был установлен срок для добровольного исполнения решения, предусмотренный законом. Копия указанного постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требования должником в установленные сроки для добровольного исполнения исполнительного документа, не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ старший судебный пристав вынес постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве». Доводы администрации <адрес> о том, что они являются бюджетным учреждением, не могут быть признаны в качестве достаточного основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Сумма исполнительского сбора не противоречит принципам соразмерности и отвечает принципу справедливости. Просит истцу отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пунктам 1,2 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительном выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он принимает меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения взыскателем с него исполнительского сбора.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания указанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании, а также не оспаривалось администраций <адрес>, решением Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное образование Лузский муниципальный район в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации <адрес> возложена обязанность по предоставлению <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров, на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> ФИО7 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по указанному решению районного суда, которым администрации <адрес> установлен пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства для исполнения решения суда в добровольном порядке. Кроме того, администрация <адрес> была предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> получена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в адрес отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> направила сообщение о направлении решения суда в Департамент финансов <адрес> с целью выделения дополнительных субвенций на исполнение решения суда.
Определением Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> в предоставлении отсрочки исполнения решения Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения <данные изъяты> отказано. При вынесении определения учтено, что предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда, вступившего в законную силу, не будет отвечать принципу рассмотрения дела в разумный срок, приведет к необоснованному затягиванию исполнения решения суда и нарушению охраняемых законом жилищных прав <данные изъяты>., которая относится к особой категории граждан – лицам, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат государственной защите.
Решением Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное образование Лузский муниципальный район в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации <адрес> возложена обязанность по предоставлению <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров, на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> ФИО6 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по указанному решению районного суда, которым администрации <адрес> установлен пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства для исполнения решения суда в добровольном порядке. Кроме того, администрация <адрес> была предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> получена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в адрес отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> направила сообщение о направлении решения суда в Департамент финансов <адрес> с целью выделения дополнительных субвенций на исполнение решения суда.
Определением Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения <данные изъяты> отказано. При вынесении определения учтено, что предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда, вступившего в законную силу, не будет отвечать принципу рассмотрения дела в разумный срок, приведет к необоснованному затягиванию исполнения решения суда и нарушению охраняемых законом жилищных прав <данные изъяты>., который относится к особой категории граждан – лицам, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат государственной защите.
В связи с неисполнением вышеуказанных решений суда в добровольном порядке ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Бачуринской И.Г. по договору найма специализированного жилого помещения и постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству № о предоставлении <данные изъяты>. по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №552, № определено осуществить закупку квартиры, жилого дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения способом электронного аукциона.
Протоколами рассмотрения единственной заявки электронного аукциона <данные изъяты>, № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что комиссией администрации <адрес> признаны участниками аукциона ООО «НИПИ строительства и реконструкции», с которыми необходимо заключить контракт в соответствии с п.25 ч.1 ст.193 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в порядке, установленном ст.70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из муниципальных контрактов №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между администрацией <адрес> и ООО «Научно-исследовательский проектный институт строительства и реконструкции» заключены контракты на приобретение жилых помещений в виде квартир №, расположенных по адресу: <адрес>.
Договорами найма специализированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности №№ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более трех месяцев с момента вынесения постановлений о возбуждении исполнительных производств, <данные изъяты> предоставлены благоустроенные жилые помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации доказательств, подтверждающих наличие чрезвычайных обстоятельств, которые могут характеризироваться как обстоятельства непреодолимой силы, а также доказательств, подтверждающих совершение действий для исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку должник, получив предложения о добровольном исполнении решений суда, в установленный срок не исполнил требования исполнительных документов, судебный пристав-исполнитель правомерно, в соответствии с требованиями статьи 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", был вправе вынести постановление о взыскании с должника исполнительских сборов.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве", свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Доводы представителя истца о том, что администрация не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не обоснованы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В силу положений ч.2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", бремя доказывания невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, возложено на должника.
Доказательств того, что исполнение требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, истцом не представлено.
Доводы представителя истца об отсутствии достаточного финансирования из бюджета области на момент вынесения решений суда, не освобождает истца от ответственности за неисполнение судебного акта, и не могут рассматриваться как объективно непредотвратимое обстоятельство.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрации Лузского района Кировской области в удовлетворении исковых требований к отделу судебных приставов по Лузскому району УФССП по Кировской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении <данные изъяты>. по договору найма специализированного жилого помещения и исполнительному производству № о предоставлении <данные изъяты> договору найма специализированного жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ), с подачей жалобы через Лузский районный суд <адрес>.
Судья С.Н.Захарова