Дело № 2-336\2014 год
 

Р е ш е н и е
 

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
 

    15 октября 2014 года р.п. Лунино Пензенской области
 

    Лунинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО6, при секретаре ФИО5, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Лунинского сельсовета <адрес> о включении в состав наследства жилой дом и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
 

    у с т а н о в и л:
 

    Истец обратилась в суд с иском о включении в состав наследства жилой дом и признании права собственности на этот жилой дом в порядке наследования, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО3, проживавший по день смерти в <адрес>. Вместе с ним проживала по день смерти отца и после его смерти в этом доме его жена – ее мама ФИО1. Родители проживали по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживала у нее в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ мама умерла. В течение 6 месяцев после смерти мамы она обратилась к нотариусу о принятии наследства. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом нотариус устно в оформлении наследства на дом отказал. В июне 2014 года она повторно обратилась к нотариусу и та из-за отсутствия правоустанавливающего документа на дом письменно отказала ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Дом, в котором проживали родители, был в их собственности как членов колхозного двора. Он построен на законных тогда основаниях в 1960 году. В архивных справках, выданных на основании данных похозяйственных книг, указанный дом значится в собственности семьи ФИО10. Правоустанавливающий документ на дом за давностью лет не сохранился. Права на этот дом в ЕГРП не зарегистрированы. После смерти отца в наследство фактически вступила мама, и указанный жилой дом является наследственным имуществом мамы.
 

    Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
 

    Представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала и пояснила, что родители истца этот дом построили еще в 1960 году, будучи колхозниками, на отведенном им в законном порядке сельсоветом земельном участке. В то время орган государственной власти сельсовет признавал право собственности родителей истца на этот дом, в похозяйственных книгах собственниками дома значились родители истца, как колхозники, хозяйство относилось ранее к колхозному двору. На момент смерти отца истца в доме проживали только родители истца. Мать истца после смерти своего мужа фактически приняла наследство, оставаясь проживать в их доме. Дети в наследство после смерти отца не вступали. Из-за того, что истец не нашла правоустанавливающий документ на дом, хотя он был ранее, она не может получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство по закону на этот дом.
 

    Представитель ответчика администрации Лунинского сельсовета <адрес> в судебном заседании не явился. Глава администрации сельсовета в письменном сообщении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, указав, что администрация признает иск ФИО2 в полном объеме.
 

    Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению и суд принимает признание иска ответчиком.
 

    Поскольку на момент рассмотрения дела наследодатель ФИО1 умерла, то требования истца следует рассматривать как вытекающие из наследственных правоотношений.
 

    Нотариус <адрес> ФИО7 письменно сообщила суду о том, что в ее производстве имеется наследственное дело к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживавшей на момент смерти в <адрес>. Наследником, принявшим наследство, является дочь наследодателя - ФИО2, которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону на компенсацию по закрытым денежным вкладам, сведений о других наследниках в наследственном деле не имеется.
 

    Согласно ст. 126 ГК РСФСР (1964 года) имущество колхозного двора принадлежит его членам на праве совместной собственности (статья 116).
 

    Согласно ст. 34.СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
 

    Из свидетельства о заключении брака видно, что ФИО3 и ФИО1 (ранее Доронина) заключили брак ДД.ММ.ГГГГ в Манторовском сельском совете <адрес>.
 

    Согласно Закону РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» похозяйственная книга является документов первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
 

    Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
 

    Исходя из Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР ДД.ММ.ГГГГ, Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР от ДД.ММ.ГГГГ № данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности и запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности.
 

    Согласно архивной справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в похозяйственных книгах с Сандерки за 1964-1975 г.г. значится хозяйство колхозников ФИО3 и ФИО1. В личной собственности этого хозяйства значится жилой <адрес> года возведения с надворными постройками при нем.
 

    Из справок администрации Лунинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в похозяйственных книгах <адрес>, находящихся на хранении в администрации Лунинского сельсовета с 1976 года, значится хозяйство ФИО3 и ФИО1, общественная группа хозяйства-колхозное. В собственности хозяйства значится жилой <адрес> года возведения и надворные постройки при нем. С 1986 года по 1994 год хозяйство состояло из 2 человек ФИО3 и его жены ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер.
 

    Из сообщения нотариуса <адрес> ФИО8 видно, что наследственное дело к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживавшего в <адрес>ёрная, <адрес>, не заводилось.
 

    Из сообщения нотариуса <адрес> ФИО9 следует, что наследственное дело к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, проживавшего в <адрес>ёрная, <адрес>, не заводилось.
 

    Согласно Выписки из кадастрового паспорта на земельный участок по адресу <адрес>ёрная, <адрес> сведений о правообладателе нет, разрешенное использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>ёрная <адрес> следует, что этот <адрес> года постройки, общей площадью 39,5 кв.м, жилой – 26.1 кв.м.
 

    Из сообщения Лунинского отдела Управления Росреестра по <адрес> видно, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: жилой дом по адресу: <адрес>ёрная, <адрес>.
 

    В постановлении администрации Лунинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 03-п «Об уточнении адреса жилого дома и земельного участка» указано, что адрес земельного участка и жилого дома, принадлежащего ФИО3 – <адрес>ёрная <адрес>.
 

    Данные документы суду представлены истцом.
 

    Вышеизложенные доказательства являются допустимыми и относимыми. Сомнений в их достоверности у суда не возникает. Данные доказательства подтверждают тот факт, что правоустанавливающий документ о праве собственности на дом был. В соответствии с правоустанавливающим документом в документах сельсовета родители истца указаны как собственники жилого дома. Государственные органы власти, орган муниципальной власти и управления не оспаривали это, не ставился вопрос и о сносе дома, как самовольной постройки. Напротив, принимали от них, как от собственников уплату налогов, страховых платежей.
 

    В судебном заседании установлено и это не отрицается сторонами, что жилой дом в <адрес>ёрная <адрес> принадлежал на праве собственности супругам ФИО3 и ФИО1, как членам колхозного двора. После смерти ФИО3 собственником дома стала ФИО1, поскольку фактически вступила в наследство на долю супруга в соответствии с действующим на момент смерти ФИО3 гражданским законодательством.
 

    То есть, указанный жилой дом с надворными постройками при нем после смерти ФИО1 является наследственным ее имуществом.
 

    На её наследство вступила истец.
 

    В соответствии со ст. 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
 

    На основании выше изложенного, суд пришел к выводу, что указанное домовладение является наследственным имуществом умершей ФИО1. Оно было построено на законных основаниях и с разрешения соответствующих на тот момент органов власти. ФИО1 осуществляла свои права и обязанности собственника дома более 60 лет. Ее право и права ее мужа ФИО3 на дом никто не оспаривал, и в настоящее время не оспаривает.
 

    Поскольку указанное домовладение является наследственным имуществом ФИО1, наследником которой по закону, принявшей наследство, является истец, то за истцом следует признать право собственности на указанное домовладение в порядке наследования, включив жилой дом с надворными постройками при нем в состав наследства ФИО1
 

    То есть, иск ФИО2 подлежит удовлетворению в полном объеме.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
 

    р е ш и л:
 

    Включить в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный в <адрес>.
 

    Признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом общей площадью 39,5 кв.м. с надворными постройками при нем, расположенный в <адрес>ёрная <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
 

    Судья-