Дело № 2-1370/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2014 г. г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Панченко Т.В.
при секретаре Ретунской Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении исполнить обязанность в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, РФ к администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении исполнить обязанность в натуре, указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лесопользовании со стороны администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, в ходе которой установлено, что на основании решения Управления лесного хозяйства Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ. администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 0,04 га (400 кв.м.), расположенный в Липецкой области, <адрес> находящийся в собственности РФ, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов с целью строительства и обустройства артезианской скважины для водоснабжения с. Косыревка. Согласно данного решения администрация сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области должна была обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования данным лесным участком в Управлении Росреестра по Липецкой области, а также в соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ составить проект освоения лесов и предоставить его в трехмесячный срок с даты подписания решения в управление лесного хозяйства для проведения государственной экспертизы. Однако, как показала проведенная проверка, администрацией сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по состоянию на 13.08.2014г. не разработан проект освоения лесов, не получено положительного заключения государственной экспертизы, проводимой Управлением лесного хозяйства Липецкой области, а также не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования данным участком, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Липецкой области от 15.08.2014г. и Управления лесного хозяйства Липецкой области от 13.08.2014г. В результате этого, не обеспечиваются меры пожарной безопасности в лесах и иные требования рационального использования лесов. Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы, и неисполнение ответчиком требований действующего законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит обязать администрацию сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в Управлении Росреестра по Липецкой области лесным участком в составе земель лесного фонда (целевое назначение лесов - защитные леса), находящегося в собственности Российской Федерации, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов с целью строительства и обустройства артезианской скважины для водоснабжения с. Косыревка, площадью 0,04 га (400 м.), расположенного в Липецкой области, <адрес>; разработать проект освоения лесов для названного лесного участка и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесного хозяйства Липецкой области.
В судебном заседании представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры помощник прокурора Янко Я.А. заявленные требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Чеботарева Н.М. в судебном заседании исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о понуждении обеспечить регистрацию права на лесной участок и разработать проект освоения данного лесного участка признала, правовые последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Также пояснила, что указанные мероприятия будут выполнены в течение трех месяцев.
Представители третьих лиц - Управления Росреестра по Липецкой области и Управления лесного хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяиственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно ст. 44 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов в соответствии с водным законодательством.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со ст. 9 настоящего Кодекса для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 3 и ч. 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3)проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Из устава сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, осуществление муниципального лесного контроля.
Судом установлено, что на основании решения Управления лесного хозяйства Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ. администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 0,04 га (400 кв.м.), расположенный в Липецкой области, <адрес> для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов с целью строительства и обустройства артезианской скважины для водоснабжения с. Косыревка.
Согласно данного решения администрация сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области должна была обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования данным лесным участком в Управлении Росреестра по Липецкой области, а также в соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ составить проект освоения лесов и предоставить его в трехмесячный срок с даты подписания решения в управление лесного хозяйства для проведения государственной экспертизы.
В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о лесопользовании было выявлено, что администрацией сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по состоянию на 13.08.2014г. не разработан проект освоения лесов, не получено положительного заключения государственной экспертизы, проводимой Управлением лесного хозяйства Липецкой области, а также не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования данным лесным участком в ЕГРП, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Липецкой области от 15.08.2014г. и Управления лесного хозяйства Липецкой области от 13.08.2014г.
Из материалов дела следует, что администрацией сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ. был заключен договор на выполнение проекта освоения лесного участка для строительства и обустройства артскважины для водоснабжения с. Косыревка Липецкого района. Кроме того, администрацией данного сельского поселения предпринимались действия по регистрации права пользования данным лесным участком.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание ответчиком иска, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Чеботарева Н.М. исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора признала, признание иска заявлено в добровольном порядке, правовые последствия, значение и сущность признания иска ей разъяснены и понятны, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает интересы и права других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Также суд считает необходимым установить администрации сельского поселения Косыревский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда для устранения выявленных нарушений, учитывая характер дела, а также действия, которые необходимо совершить в целях устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Косыревкий сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области лесным участком в составе земель лесного фонда (целевое назначение лесов - защитные леса), находящегося в собственности Российской Федерации, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов с целью строительства и обустройства артезианской скважины для водоснабжения с. Косыревка площадью 0,04 га (400 м.), расположенного в Липецкой области, <адрес>, а также разработать проект освоения лесов для данного лесного участка и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесного хозяйства Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Панченко
Решение в окончательной форме
изготовлено 07.10.2014г.