Дело № 2038/2014 год
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    <адрес>                          ДД.ММ.ГГГГ
 

    Федеральный судья Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания Туаева И.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (решений) Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> и возложении обязанности выдать градостроительные планы
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес>, выразившегося в выдаче градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенного в <адрес> «а» и <данные изъяты> расположенного в <адрес>; признании незаконным бездействия Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес>, выразившегося в уклонении от выдачи градостроительных планов земельных участков по заявлениям на № от ДД.ММ.ГГГГ и на <данные изъяты>; возложении на Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> обязанности выдать градостроительные планы.
 

    Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности: принадлежат земельные участки с кадастровыми <данные изъяты><данные изъяты> расположенный в <адрес> «а» и <данные изъяты> расположенный в <адрес>.
 

    ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> (далее – Управление) с заявлением о выдаче градостроительных планов данных земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов.
 

    В письмах с исходящими номерами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало в предоставлении градопланов ввиду того, что земельные участки расположены в пределах нескольких территорильных зонах, где многоквартирное жилищное строительство не предусмотрено.
 

    По мнению заявителя, отказ Управления в выдаче градостроительных планов земельных участков противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые не содержат указаний на обстоятельства, препятствующие его выдаче. Градостроительный план носит исключительно информационный характер.
 

    В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Владикавказского нотариального округа ФИО5, заявленные требования уточнила и пояснила, что Правила землепользования и застройки включают в себя Карту градостроительного зонирования, которая как составная часть нормативного правового акта надлежаще опубликована не была. Между тем, именно карта градостроительного зонирования является единственным документом, регламентирующим отнесение тех или иных улиц и территорий <адрес> к определенной зоне застройки и к применению в этой связи предусмотренных Правилами землепользования и застройки ограничений предполагаемого строительства.
 

    С учетом поданных к заявлению уточнений представитель ФИО1 ФИО4 просила суд признать незаконным отказ Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> в выдаче градостроительных планов на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес> «а» и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <адрес>; обязать Управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> выдать градостроительные планы для осуществления строительства многоквартирных жилых домов на указанных выше земельных участках. Уточнения к заявлению приняты судом.
 

    ФИО1, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, на основании письменного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Представитель Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указала о рассмотрении заявлении ФИО1 по усмотрению суда, сослалась на факт опубликования Карты градостроительного зонирования.
 

    Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Так, установлено, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества:
 

    - части 4-х этажного нежилого здания литер Б, общей площадью <данные изъяты>х этажного с подземным этажом нежилого здания литер А, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных в <адрес> «а»;
 

    - одноэтажного нежилого здания литер АС, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; одноэтажного нежилого здания литер АР, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; одноэтажного нежилого здания литер АФ, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; одноэтажного нежилого здания литер АП, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; одноэтажного нежилого здания литер АТ, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>.
 

    ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление с заявлением о выдаче градостроительного плана данных земельных участков для на строительства многоквартирных жилых домов.
 

    Письмами с исходящими номерами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало в предоставлении градостроительных планов. В обоснование отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Управление сослалось на его расположение в пределах нескольких территориальных зон: зоны кладбищ и крематориев (С-2) и производственно-коммунальной зоны 1-го типа (КП-1); разрешенное использование земельного участка «нежилые производственные здания». В обоснование отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Управление сослалось на его расположение в пределах нескольких территориальных зон: зоны жилой застройки 3-го типа среднеэтажными жилыми домами, и производственно коммунальной зоны 1-го типа (КП-1); разрешенное использование земельного участка «кондитерская фабрика». Также Управление сослалось на то, что вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо разрешить путем проведения публичных слушаний.
 

    Оценивая приведенные доводы Управления, суд полагает, что обжалуемые действия заинтересованных лиц незаконны и нарушают права заявителей.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
 

    Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
 

    Как следует из части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка указывается, в частности, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
 

    Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
 

    В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
 

    Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
 

    Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
 

    Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
 

    Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила землепользования и застройки <адрес>» (далее – Правила).
 

    В части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
 

    Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
 

    В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
 

    Частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, в соответствии с которыми определена принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч.4 ст.30 ГрК РФ).
 

    Согласно ст.17 Правил картами градостроительного зонирования в составе Правил являются графические отображения границ территориальных зон, подзон, участков градостроительного зонирования, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия.
 

    Карта градостроительного зонирования состоит из двух частей: 1) карты границ территориальных зон; 2) карты границ зон с особыми условиями использования территорий (ч.2 ст.17 Правил).
 

    Из пояснений участвующих в деле лиц и представленных ими суду письменных материалов усматривается, что в 44-47 номерах газеты «Владикавказ» от 21 марта, 22 марта, 23 марта и ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано решение Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «Правил землепользования и застройки <адрес>» и указанные Правила. Далее, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте АМС <адрес> были опубликованы несколько редакций части 3 статьи 43 Правил о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и разъяснения по поводу допущенных технических ошибках в тексте данной статьи. Подлинник «Правил землепользования и застройки <адрес>» был опубликован в 117-119 номерах газеты «Владикавказ» от 10 - ДД.ММ.ГГГГ. При этом Карта градостроительного зонирования, как составная часть нормативного правового акта, в газете «Владикавказ», в том числе и в указанных выше номерах газеты, опубликована не была. Представленную суду публикацию схемы <адрес> в 44 номере газеты «Владикавказ» суд оценивает критически, поскольку данный графический материл не содержит сведений о названии улиц, районов и других обозначений поселения, не определяет границ территориальных зон <адрес>, выполнен в масштабе, лишающем граждан возможности определить принадлежность того и ли иного земельного участка к определенной территориальной зоне. Кроме того, в газете опубликован лишь один графический материал, тогда как в составе проекта указаны четыре карты, а в силу ч.2 ст. 17 вышеназванных Правил Карта градостроительного зонирования состоит их двух частей.
 

    Изложенное приводит суд к выводу о том, что полный текст Правил и, в частности, карта градостроительного зонирования, на момент получения отказа Управления ДД.ММ.ГГГГ официально опубликована не была.
 

    Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
 

    Таким образом, отказывая в выдаче градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> И <данные изъяты> Управление руководствовалось нормативно-правовым актом, который надлежащим образом официально опубликован не был и, следовательно, не мог быть применен.
 

    Ссылка ответчика на невозможность выдачи градостроительного плана по причине опубликования карты градостроительного зонирования, в более крупном масштабе в газете «Владикавказ» 5 и ДД.ММ.ГГГГ, необоснованна, поскольку Управление было обязано выдать градостроительный план не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, и эта карта не позволяет четко определить координаты участков ФИО1 по отношению к территориальным зонам.
 

    Из публичной кадастровой карты, опубликованной на сайте Rosreestr.ru усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> являются смежными, дата постановки на учетДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Таким образом, оба участка были сформированы в существующих границах до зонирования территории <адрес> в соответствии с Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (пункт 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). По изложенным основаниям, отнесение земельных участков одновременно к зонам Ж-3, С-2 и КП-1 Управлением не подтверждается.
 

    Кроме того, такого вида разрешенного использования земельного участка как «нежилые производственные здания» или «кондитерская фабрика» земельное законодательство не содержит. В территориальных зонах застройки <адрес>: КП-1, С-2, Ж-3, данные виды разрешенного использования земельных участков тоже не указаны.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 6 ст.7 Правил приведение в соответствие территориальных зон с границами земельных участков относится к компетенции консультативного органа администрации (постоянно действующей комиссии). Проведение публичных слушаний и корректировка планировки территории возлагается на органы местного самоуправления.
 

    В силу пункта 2 статьи 7 и пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
 

    Как указано Управлением земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в жилой зоне Ж-3. Оба участка смежные, их объединение зависит от собственника. В соответствии пунктом 4 статьи 23 Правил для зоны Ж-3 допускается повышение этажности. С учетом необходимости корректировки зонирования территории и устранения накладок нескольких зон на один земельный участок, планирование строительства многоквартирных высокоэтажных жилых домов, разрешенное зоной Ж-3, не является для ФИО1 нарушением действующего законодательства.
 

    В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
 

    Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
 

    нарушены права и свободы гражданина;
 

    созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
 

    на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    Учитывая, что ФИО1 является собственником зданий и земельных участков, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права он, в силу п. 2 ст. 209 ГК РФ вправе осуществлять в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе снос нежилых зданий, и (или) их реконструкцию, а также строительство многоквартирных жилых домов.
 

    Изложенное приводит суд к выводу о том, что оспариваемые действия (решение) АМС <адрес> и Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> противоречат требованиям части 3 статьи 32, Градостроительного Кодекса РФ, статьи 15 Конституции Российской Федерации и нарушают права заявителя, предусмотренные ст.209 и 263 ГК РФ.
 

    Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
 

    Поскольку АМС <адрес> и Управлением муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> такие доказательства не представлены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
 

    Руководствуясь ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ :
 

    Заявление ФИО1 о признании незаконными действий (решений) Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> удовлетворить.
 

    Признать незаконным отказ Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> в выдаче градостроительных планов на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> «а» и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.
 

    Обязать Управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС <адрес> выдать градостроительные планы для осуществления строительства многоквартирных жилых домов на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> «а» и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РСО-Алания в течение месяца.
 

    Судья                             Туаева И.А.
 

    Решение вступило в законную силу: «____________»__________________2013 год
 

    Судья                             Туаева И.А.