к делу № 5-570/2014
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

        г. Новороссийск                                «09» октября 2014 г.
 

 

    Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при секретаре Правилове А.В., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности: Пономарчук Д.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., государственного инспектора по ЮФО Департамента Росприроднадзора по ЮФО Котельва Н.В., действующего на основании служебного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ г., и.о. начальника Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО Шершень Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №01/7006, рассмотрев дело об административномправонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Новороссийский комбинат хлебопродуктов»,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Юридическое лицо - ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (далее по тексту –ОАО «НКХП») совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.6. КоАП РФ, - использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, при следующих обстоятельствах.
 

    В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении мероприятия по надзору в ОАО «НКХП»выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области природопользования.
 

    Приказом СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих по пяти выпускам в составе поверхностных сточных вод с территории ОАО «НКХП», в водные объекты: реку Цемес (выпуски №1,3,4,5), Черное море (выпуск №2).
 

    Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «НКХП» разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод по вышеуказанным выпускам. Перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из пяти выпусков сточных вод указаны в приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.
 

    Также ОАО «НКХП» согласованы и утверждены ДД.ММ.ГГГГ нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты – реку Цемес, Черное море по каждому выпуску.
 

    В ходе проверки установлено, что ОАО «НКХП» в 2013-2014 гг. осуществляло сброс вредных (загрязняющих) веществ и сточных вод в водные объекты через вышеуказанные водовыпуски. При этом решений о предоставлении ОАО «НКХП» водных объектов в пользование для вышеуказанных целей не имеется.
 

    В судебном заседании представители административного органа пояснили, что в июне-июле 2014 г. была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «НКХП». В ходе проверки установлены факты сброса сточных вод в водные объекты – реку Цемес и Черное море по 5 водовыпускам без разрешений о предоставлении водных объектов в пользование. Просили назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ОАО «НКХП», связанной с эксплуатацией указанных водовыпусков.
 

    Представитель ОАО «НКХП» Пономарчук Д.С.вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить и пояснила, что ОАО «НКХП» не является водопользователем, поскольку производит сброс сточных вод в городские канализационные сети, соответственно разрешение о предоставление водных объектов в пользование ему не требуется. Нормативная документация на сброс загрязняющих веществ в водные объекты предприятию оформлена ошибочно, расчеты платежей за сброс сточных вод и сами платежи также производятся ошибочно. В настоящее время ОАО «НКХП» принимаются меры к заключению договора на сброс сточных вод с городскими службами, также запланировано строительство очистных сооружений для очистки сточных вод предприятия.
 

    Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает установленным факт наличия в действиях ОАО «НКХП» признаков состава вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
 

    Из материалов дела следует, что приказом СКУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих по пяти выпускам в составе поверхностных сточных вод с территории ОАО «НКХП», в водные объекты: реку Цемес (выпуски №1,3,4,5), Черное море (выпуск №2) со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46,47).
 

    Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «НКХП» разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод по вышеуказанным выпускам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Перечень и количество загрязняющих веществ по каждому из пяти выпусков сточных вод указаны в приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью (л.д.48-53).
 

    Также ОАО «НКХП» согласованы и утверждены ДД.ММ.ГГГГ нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты – реку Цемес, Черное море по каждому выпуску (л.д.54-83).
 

    ДД.ММ.ГГГГ утвержден план-график производственного контроля за качеством сточных вод (за соблюдением нормативов (ПДС, ВСС), сбрасываемых с территории ОАО «НКХП», на 2014 год с указанием нормативов сброса по каждому водовыпуску (л.д. 84-85).
 

    Из протокола испытаний (измерений) воды от ДД.ММ.ГГГГ №№ протокола отбора (измерений) пробы воды от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ОАО «НКХП» посредством выпусков №1,2,3,4,5 производился сброс ливневых сточных вод в водные объекты – река Цемес и Черное море, содержащих следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, нефтепродукты, железо общее, БПК5, БПК полн., ХПК (л.д. 88,91).
 

    Изложенное также подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-10, 27-45).
 

    Частью 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
 

    В нарушение указанных требований закона ОАО «НКХП» производит сброс сточных вод в водные объекты - реку Цемес (выпуски №1,3,4,5) и Черное море (выпуск №2) при отсутствии решений о предоставлении в пользовании водных объектов.
 

    Суд критически относится к доводам представителя юридического лица о том, что ОАО «НКХП» не является водопользователем, поскольку производит сброс сточных вод в городские сети канализации, соответственно предприятие не может быть привлечено к административной ответственности за использование водного объекта без разрешения.
 

    Из материалов дела следует, что ОАО «НКХП» оформлена нормативная документация на сброс сточных вод с территории предприятия в водные объекты – реку Цемес, Черное море по пяти существующим водовыпускам. Предприятием разработан план-график производственного контроля за качеством сбрасываемых сточных вод, производится отбор проб сточных вод в местах их сброса в водные объекты.
 

    В соответствии с п. 4.1,4.5.,4.6. Правил пользования системами ливневой канализации в муниципальном образовании город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации МО г. Новороссийск от 22.07.2014 г. №5565, прием поверхностных стоков и дренажных вод в систему ливневой канализации осуществляется на основании договора пользования системой ливневой канализации муниципального образования город Новороссийск, заключенного между абонентом и эксплуатирующей организацией. При отсутствии у абонента договора пользование системой ливневой канализации является самовольным. Самовольное подключение к действующим сетям ливневой канализации запрещено (л.д. 259).
 

    Согласно техническим условиям на отвод ливневых вод от сооружений ОАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ перед сбросом сточных вод в коллекторы необходимо предусмотреть локальные очистные сооружения (л.д. 167,168).
 

    По информациям МБУ «Управление гидротехнических сооружений и систем ливнеотведения» от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № до настоящего времени договор на прием и транспортировку объема поверхностных стоков с ОАО «НКХП» не заключен. Сбрасываемые ОАО «НКХП» сточные воды не подвергаются очистке. Производственный контроль за качеством сточных вод ведется ОАО «НКХП» (л.д. 234, 317-318).
 

    При рассмотрении дела судом достоверно установлен факт осуществления ОАО «НКХП» функций водопользователя, поскольку сточные воды непосредственно сбрасываются предприятием в водные объекты через систему ливневой канализации при отсутствии договорных отношений с уполномоченной коммунальной организацией. Сброс сточных вод осуществляется посредством использования пяти выпусков, при отсутствии разрешений на пользование водными объектами.
 

    Таким образом, факт совершения ОАО «НКХП» административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6. КоАП РФ, объективно подтверждается материалами дела.
 

    При назначении вида и размера административного наказаниясудом учитывается характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
 

    В материалы дела не представлено доказательств того, что в результате осуществления ОАО «НКХП» деятельности по сбросу сточных вод существует угроза жизни и здоровью людей, а также имеет место причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды.
 

    Само по себе использование водных объектов без необходимых правоустанавливающих документов не свидетельствует о причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо угрозе такого причинения, а также об угрозе жизни и здоровью людей. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
 

    Суд также учитывает, что в настоящее время ОАО «НКХП» принимаются меры по устранению допущенных нарушений: разработана и направлена на государственную экспертизу проектная документация на реконструкцию объектов предприятия, включающую в себя строительство очистных сооружений, выделены необходимые финансовые средства на реализации проекта. Также ведется переписка по вопросу заключению договора на прием сточных вод с уполномоченной коммунальной организацией.
 

    С учетом данных обстоятельств суд находит целесообразным назначить наказание в виде административного штрафа.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
 

 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    Признать ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят) тысяч рублей.
 

    Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
 

    Судья                             А.В.Волошин