Дело № 2-844/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2014 года пгт. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочергиной Е. Ю., при секретаре Кыргыс Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У., представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Россова Р.В.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и направления в суд исков о сносе незаконных построек по <адрес>, указав в обоснование, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «поселок городского типа Каа-Хем» требований земельного законодательства. Проверкой выявлены нарушения требований земельного законодательства и Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией пгт. Каа-Хем в части бездействия по осуществлению земельного контроля. Так, 11.04.2014 года с привлечением специалистов отдела по земельным и имущественным отношениям администрации кожууна проводилась проверка в юго-восточной части пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, с целью выявления незаконных построек. Проверкой выявлено 24 земельных участка с отсутствием правоустанавливающих документов. Из них 17 жилых домов и времянок. В связи с чем на имя председателя администрации пгт. Каа-Хем ФИО6 администрацией кожууна направлено требование о принятии конкретных мер по указанным участкам, по оформлению земельных участков или обращения в суд с иском о сносе незаконных построек. Аналогичное требование о принятии мер по освобождению незаконно захваченных земель и подачи в суд исков о признании строений по ул. Луговой пгт. Каа-Хем самовольными и о сносе также направлено 23.04.2014 года в администрацию пгт. Каа-Хем. 05.05.2014 года на имя главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, до настоящего времени администрацией пгт. Каа-Хем меры по освобождению незаконно захваченных земельных участков по улицам <адрес> не приняты. На 01.08.2014 года на очереди по получению земельных участков на льготной основе на основании Конституционного закона Республики Тыва «О земле» в пгт. Каа-Хем состоят 417 многодетных семей и семей имеющих ребенка инвалида, и каждый день список пополняется. Несмотря на это администрацией пгт. Каа-Хем должные меры по земельному контролю не принимаются, что в свою очередь некоторые граждане незаконно захватывают земельные участки и самовольно строят жилые дома, тем самым очередь по получению земельных участков на льготной основе не продвигается, и нарушаются права очередников на получение земельных участков. Таким образом, категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, в связи с чем данное заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации. Кроме того, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, перечислить в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Просит признать бездействие Администрации муниципального образования поселок городского типа Каа-Хем по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным. Обязать администрацию муниципального образования поселок городского типа Каа-Хем в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по земельному контролю и направления в суд исков о сносе незаконных построек по улица <адрес>.
Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в судебном заседании полностью поддержала заявление по приведенным в нем основаниям, уточнив требования, что просит признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля. Просит обязать Муниципальное учреждение Администрацию поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц по исполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Также ходатайствовала о прекращении производства по делу по заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, в части <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Россов Р.В. в судебном заседании не согласился с заявлением прокурора, просил отказать в удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения о причинах неявки в суд не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело без его участия. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованного лица согласно ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, в части <адрес>, прекращено в связи с отказом заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. от заявления в части.
Выслушав стороны и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1,2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункта 20 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно п. 21 ст. 4 Устава городского поселения городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения городского поселения пгт. Каа-Хем относится утверждение генеральных планов городского поселения пгт. Каа-Хем, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения пгт. Каа-Хем, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения пгт. Каа-Хем для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения пгт. Каа-Хем.
Также п.2.1 Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского поселения пгт. Каа-Хем, утвержденного Хуралом представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем ДД.ММ.ГГГГ за № №, основными функциями комиссии: комиссия осуществляет муниципальный земельный контроль за организацией изменения качества зонирования пгт.Каа-Хем; принятие мер к устранению нарушений земельного законодательства, участием в подготовке нормативных актов, касающихся использования охраны земель; соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами земельного законодательства, установленного использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, недопущением самовольного занятия земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков; соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных им участков; своевременным возвратом земель, предоставленных временное пользование; соблюдением норм и правил планировки и застройки муниципальной территории пгт. Каа-Хем; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий, сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования; предоставлением муниципальных земельных участков на территории пгт. Каа-Хем.
В пункте 3.6. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского поселения пгт. Каа-Хем указано, что председатель комиссии и члены по использованию и охране муниципальных земель несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок. Совместно с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, составляют ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель на территории пгт. Каа-Хем.
Из представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства главе муниципального образования - председателю Хурала Представителей ФИО7 следует, что ДД.ММ.ГГГГ года с привлечением специалистов отдела по земельным и имущественным отношениям администрации кожууна проводилась проверка в юго-восточной части пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, с целью выявления незаконных построек. Проверкой выявлено 24 земельных участка с отсутствием правоустанавливающих документов. Из них 17 жилых домов и времянок. В связи с чем на имя председателя администрации пгт.Каа-Хем ФИО6 администрацией кожууна направлено требование о принятии конкретных мер по указанным участкам, по оформлению земельных участков или обращения в суд для решения вопроса о сносе. Аналогичное требование о принятии мер по незаконно захваченным земельным участкам по ул. Луговая пгт. Каа-Хем также направлено требование по освобождению захваченных земель и подачи в суд исков о признании строений самовольными и о сносе.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, при этом запрета на обращение прокурора в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно требованию прокурора от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. председателю администрации пгт. Каа-Хем ФИО6 необходимо было сообщить о принятии конкретных мер в срок до ДД.ММ.ГГГГ по освобождению земельных участков и при необходимости внести в суд иски о признании строений самовольными и их сносе.
Согласно требованию прокурора от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. председателю администрации пгт. Каа-Хем ФИО6 необходимо было установить полных данные граждан, проживающих в домах, без документов (самовольно) и составить акты по следующим адресам: <адрес> Составить акты по земельным участкам, незаконно захваченными неустановленными лицами и принять меры по их сносу: <адрес> Предоставить списки граждан, проживающих по улице <адрес> и установить наличие правоустанавливающих документов, в случае отсутствия документов составить акты. Результаты проделанной работы с приложением всех актов и других сведений направить в прокуратуру по юго-восточному кварталу к ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес> к ДД.ММ.ГГГГ года.
Также заместителем Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. направлялось Главе муниципального образования – председателю Хурала представителей ФИО7 представление от ДД.ММ.ГГГГ о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер к устранению нарушений федерального законодательства, решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности председателя пгт. Каа-Хем ФИО6, допустившего нарушения федерального законодательства.
Согласно Постановлению Председателя администрации пгт. Каа-Хем № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав комиссии, осуществляющей муниципальный земельный контроль» утвержден новый состав комиссии осуществляющей муниципальный земельный контроль МО пгт. Каа-Хем председатель комиссии – Председатель администрации пгт. Каа-Хем.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекты недвижимого имущества: земельные участки по адресу: <адрес>, правопритязания отсутствуют.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекты недвижимого имущества: жилые дома по адресу: <адрес>, правопритязания отсутствуют.
Из ответа и.о. ведущего специалиста отдела по земельным и имущественным отношениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявления от граждан о выделении земельных участков по следующим адресам: <адрес> не поступали, соответственно правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы администрация муниципального района «Кызылский кожуун» на земельные участки не выдавала.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 подп. "в" п. 3, п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагает правоустанавливающие документы на земельный участок; схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Кодекса.
На основании ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель Администрацией пгт. Каа-Хем проведена проверка использования земельного участка <адрес>, используемого ФИО9 в результате установлено, что данный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель Администрацией пгт. Каа-Хем проведена проверка использования земельного участка <адрес>, используемого ФИО3, в результате установлено, что данный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ведущим специалистом администрации пгт. Каа-Хем ФИО8 на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии ФИО3 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Кызылский кожуун, пгт. Каа-Хем <адрес> площадью № кв.м. используемого ФИО3 установлено, что земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь № кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на территории земельного участка построен жилой дом размером № х № кв. Земельный участок используется без каких либо правоустанавливающих документов. Право аренды земельного участка возникает после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 – ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии гражданкой ФИО3 земельного участка по <адрес> без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением требований ст.26 Земельного кодекса РФ. Из объяснения ФИО3 следует, что она не знала, как оформить документы. К Акту приложена фототаблица земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель Администрацией пгт. Каа-Хем проведена проверка использования земельного участка <адрес>, используемого ФИО4 в результате установлено, что данный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ведущим специалистом администрации пгт. Каа-Хем ФИО8 на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии ФИО4 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью № кв.м. используемого ФИО4 установлено, что земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь № кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на территории земельного участка залит фундамент жилого дома размером № х № кв.м. Земельный участок используется без каких - либо правоустанавливающих документов. Право аренды земельного участка возникает после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 – ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии гражданкой ФИО4 земельного участка по <адрес> без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением требований ст.26 Земельного кодекса РФ. Из объяснения ФИО4 следует, что она не знала, как оформить документы.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ведущим специалистом администрации пгт. Каа-Хем ФИО8 на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии ФИО9 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью № кв.м. используемого Сыдан-оол К.М. установлено, что земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь № кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на территории земельного участка построен жилой дом размером № х № кв.м. Земельный участок используется без каких - либо правоустанавливающих документов. Право аренды земельного участка возникает после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 – ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии гражданкой Сыдан-оол К.М. земельного участка по <адрес> без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением требований ст.26 Земельного кодекса РФ. Из объяснения Сыдан-оол К.М. следует, что она не знала, как оформить документы.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель Администрацией пгт. Каа-Хем проведена проверка использования земельного участка <адрес>, используемого ФИО2 в результате установлено, что данный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ведущим специалистом администрации пгт. Каа-Хем ФИО8 на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии ФИО2 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью № кв.м. используемого ФИО2 установлено, что земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь № кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на территории земельного участка построен временное сооружение размером № х № кв. Земельный участок используется без каких - либо правоустанавливающих документов. Право аренды земельного участка возникает после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 – ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии гражданкой ФИО2 земельного участка по <адрес> без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением требований ст.26 Земельного кодекса РФ. Из объяснения ФИО2 следует, что она не знала, как оформить документы. К Акту приложена <адрес> фототаблица от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель Администрацией пгт. Каа-Хем проведена проверка использования земельного участка <адрес> используемого ФИО5 в результате установлено, что данный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Согласно акту проверки муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ведущим специалистом администрации пгт. Каа-Хем Кадыг-оол Д.К. на основании распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в присутствии ФИО5 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью № кв.м. используемого ФИО5 установлено, что земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь № кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на территории земельного участка построен жилой дом размером № кв. Земельный участок используется без каких - либо правоустанавливающих документов. Право аренды земельного участка возникает после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122 – ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Выявлены признаки состава административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии гражданкой ФИО5 земельного участка по <адрес> без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что является нарушением требований ст.26 Земельного кодекса РФ. Из объяснения ФИО5 следует, что она не знала, как оформить документы. К Акту приложена <адрес> фототаблица от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, площадью № кв.м. в <адрес> ответственность, за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ строение, сооружение, или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это соответствующих разрешений, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, орган местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществляет контроль за размещением движимых и недвижимых объектов, а право на предъявление иска о сносе объекта и освобождении земельного участка закреплено ст. 11 Земельного кодекса РФ, нормами Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, бездействие Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер к устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц.
Однако, вопреки требованиям законодательства Муниципальным учреждением Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва действий, направленных на снос самовольно возведенных построек, до настоящего времени не принято, доказательств обратному в материалы дела администрацией не представлено, тогда как факты выявления самовольных построек имеются.
Кроме того, неисполнение органами местного самоуправления требований федерального законодательства в части непринятия мер по осуществлению муниципального земельного контроля в пгт. Каа-Хем, существенно снижают эффективность муниципального земельного контроля, а его неосуществление в полном объеме может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории поселения. Тем самым будут нарушены интересы данного муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку земельный контроль является важнейшим инструментом выявления правонарушений в сфере землепользования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва незаконным подлежат удовлетворению.
При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, а так же ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, утверждающее о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов.
Однако обращение в суд является правом администрации, такое же право, закрепленное специальной нормой - ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принадлежит и прокурору. Согласно указанной статье прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе и муниципальных образований.
В силу положений п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Администрация муниципального образования может воспользоваться своим правом на обращение в суд с иском, а может и воздержаться в реализации данного права, при этом государство не правомочно обязать к обращению за защитой права, поскольку нарушается выводимый из Конституции Российской Федерации и конкретизированный в Гражданском кодексе РФ запрет вмешательства государства в сферу частных отношений, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Следовательно, право обеспеченное защитой закона не может быть расценено как бездействие.
При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, утверждающее о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов.
Исходя из полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, определенных в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, правом потребовать сноса самовольной постройки в судебном порядке наделены, в первую очередь, органы местного самоуправления - администрации муниципальных образований, уполномоченные выдавать в отношении этого объекта разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, поскольку сохранение самовольных построек, в отсутствие разрешительной документации на их возведение, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной является постройка, осуществленная без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, результатом проведения строительного надзора может быть установление факта существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, что является одним из оснований отнесения постройки к самовольным.
Самовольная постройка подлежит сносу (п. 2 ст. 222 ГК РФ). Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.
В то же время согласно ч. 3 указанной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается, в частности на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечении судебной защиты нарушенных прав.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что обязание администрации по предъявлению в суд исков о сносе постройки, противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации, а также общим началам гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах суд находит, что администрацией не исполняются обязанности, возложенные на нее действующим законодательством РФ, определяющим полномочия органа местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, Администрация не осуществляет должного муниципального земельного контроля за использованием земель пгт.Каа-Хем, а именно использования земельных участков по <адрес>, и не принимает меры по прекращению незаконного использования указанных земельных участков, а также не принимает меры предоставленные ей в сфере градостроительной деятельности.
Представленные суду акты и уведомления не свидетельствуют о надлежащих мерах, принимаемых в связи с возведением самовольного строения, кроме того, данные документы оформлены после проведенной прокуратурой проверки.
В суд доказательства, подтверждающие о проведении заинтересованным лицом мероприятий по земельному контролю не представлены в соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно каким образом осуществляются проверки, о порядке проведения данных проверок, какие меры принимаются по результатам данных проверок.
Таким образом, необходимозаявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля.
Обязать Муниципальное учреждение Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц по исполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Донгак Ч.У. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля незаконным и обязании провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по осуществлению муниципального земельного контроля.
Обязать Муниципальное учреждение Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц по исполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», провести мероприятия по земельному контролю и принять меры по прекращению незаконного использования земельных участков, принять меры по сносу самовольно возведенных построек по <адрес>, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2014 года.
Председательствующий: Кочергина Е. Ю.