Дело №12-32/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
 

    п. Красное-на-Волге                                                                                   15 октября 2014 года
 

    Судья Красносельского районного суда Костромской области Богачева Е.Б..
 

    рассмотрев жалобу Х.С.А. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.А., которым Х.С.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
 

    Огласив жалобу, выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.А., исследовав материалы административного дела, судья
 

У С Т А Н О В И Л:
 

               Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ЗАО <данные изъяты> Х.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
 

             Х.С.А., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и признать совершенное им правонарушение малозначительным, мотивируя тем, что в соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч.1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения и производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административный орган не доказал, что он, являясь генеральным директором ЗАО учхоз «Боровиковское» нанес вред окружающей среде своими неправомерными действиями, выразившимися в не обеспечении разработки и согласования необходимых документов и не обеспечении контроля за порядком сбора и утилизации твердых отходов, ртутьсодержащих ламп и отходов черного и цветного лома. На сегодняшний день у учхоза не имеется ни одной отработанной ртутьсодержащей люминесцентной лампы, поэтому вопрос утилизации перед учхозом не стоял, лома черных и цветных металлов не имеется. Зафиксированный якобы лом цветных и черных металлов на территории учхоза является фактически требуемыми в процессе деятельности запасными частями к сельскохозяйственной технике, которые время от времени используются в процессе деятельности. Твердых отходов от деятельности трех работников, находящихся в здании конторы практически нет, поэтому необходимости в заключение договора на вывоз мусора у общества не имеется. Имеющийся мусор в количестве одного, двух пакетов вывозится работниками ежемесячно в мусорный контейнер д. <данные изъяты>. Других отходов у учхоза не образуется. ЗАО <данные изъяты>» является предприятием малого бизнеса, численность работников составляет 10 человек, поэтому учхоз не имеет возможности обучить платно и иметь в штате работника допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности. Поэтому полагает, что его вины, как руководителя учхоза, административный орган не доказал.
 

               В судебное заседание Х.С.А. не явился, о дне слушания извещен. Просит дело рассмотреть в его отсутствие, доводы жалобы поддерживает.
 

    Проверив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.А., полагавшую, что постановление об административном правонарушении вынесено законно, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу:
 

               В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
 

    Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора <данные изъяты> Х.С.А. за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды ЗАО Учхоз «Боровиковское» выявлены нарушения, а именно в ходе осуществления хозяйственно-производственной деятельности на предприятии образуются отходы производства и потребления 1-5 класса опасности: мусор от бытовых помещений, отработанные ртутные лампы, лом черных металлов, лом и отходы сплавов цветных металлов, масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла гидравлические отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, покрышки отработанные, опилки и др. Данные отходы временно хранятся на территории Общества, отработанные масла используются в качестве пропитки древесины, при этом согласованный Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами у Общества отсутствует; учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам отходов не осуществляется, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год в Управление Росприроднадзора по Костромской области не представлена; профессиональной подготовки на право работы с отходами 1-4 класса опасности Б.Н.Н., допущенный к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не имеет; паспорта на отходы 1-4 класса опасности отсутствуют; инструкция по организации сбора, накопления, использования отработанных ртутьсодержащих ламп не представлена; инвентаризация отходов производства и потребления не проведена. Х.С.А., являясь генеральным директором предприятия, не организовал и не обеспечил своевременной разработки и согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, ведения учета образовавшихся, использованных, переданных другим лицам отходов, представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год, проведения профессиональной подготовки на право работы с отходами 1-4 класса опасности, составления паспортов на отходы 1- 4 класса опасности, разработки инструкции по организации сбора, накопления, использования отработанных ртутьсодержащих ламп, проведения инвентаризации отходов производства и потребления.
 

          Таким образом, Х.С.А. нарушил требования ст.ст.11, 14, 15, ч.1 ст.19, 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 г. №721, приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 г. №30 «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681.
 

          Постановлением № ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.А., Х.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
 

         Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
 

          Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. к требованиям в области охраны окружающей среды (экологическим, природоохранным требованиям) относятся предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В частности данные требования содержатся в Законе N 89-ФЗ.
 

           В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

           Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.
 

           Материалами дела установлено, что ЗАО Учхоз «Боровиковское» осуществляет деятельность по обращению с отходами.
 

           Согласно ст. 26 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
 

           Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
 

           Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, который установлено Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
 

            В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
 

           В соответствии со статьей 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
 

           Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
 

    В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
 

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
 

    Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
 

    На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона).
 

    Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4(п. 2).
 

    Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).
 

    В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).
 

    Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.
 

    В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
 

    Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
 

    Из материалов дела следует, и нашло свое подтверждение в судебном заседании, что ЗАО <данные изъяты> в нарушение требований вышеуказанного законодательства согласованный Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не оформляло; учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам отходов не осуществляет, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год в Управление Росприроднадзора по Костромской области не представило (форма статистической отчетности 2-ТП (отходы)); профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 класса опасности лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не провело; паспорта на отходы 1-4 класса опасности не подготовило; инструкцию по организации сбора, накопления, использования отработанных ртутьсодержащих ламп не оформило; инвентаризацию отходов производства и потребления не провело, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
 

           Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для выполнения данных обязанностей, не установлено.
 

           Доводы Х.С.А. о том, что обнаруженный при проверке лом черных и цветных металлов используется в процессе деятельности ЗАО <данные изъяты>», что твердых бытовых отходов у Общества не имеется, а также доводы о том, что ЗАО <данные изъяты> является предприятием малого бизнеса, и поэтому не имеет возможности обучить платно и иметь в штате работника допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат действующему законодательству.
 

          Небольшая численность работников ЗАО <данные изъяты> не может служить основанием предоставления права нарушения вышеуказанных требований Закона.
 

            Приведенные в жалобе доводы также не могут свидетельствовать и о малозначительности совершенного правонарушения.
 

    Так, по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
 

    Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
 

    Требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.
 

    Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий, а также в не должной мере ответственном отношении лица к исполнению своих обязанностей в сфере экологической безопасности.
 

    Суд полагает, что никаких препятствий для соблюдения экологических требований у должностного лица не имелось.
 

    При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания совершенного генеральным директором ЗАО <данные изъяты> Х.С.А. правонарушения малозначительным.
 

    Нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
 

    Постановление о привлечении Х.С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
 

    Административное наказание назначено в соответствии с законом в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
 

    При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы генерального директора ЗАО <данные изъяты> Х.С.А. следует отказать.
 

    На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
 

Р Е Ш И Л:
 

          Жалобу генерального директора ЗАО <данные изъяты> Х.С.А. оставить без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Костромской области Ф.С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения.
 

               Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано в Костромской областной суд через Красносельский районный суд.
 

Судья: