Гражданское дело № 2-920/2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕННЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2014 года
р.п. Красные Баки Нижегородской области
Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Савиных В.И. при секретаре Талановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснобаковского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дорожник» д. Богатыриха Краснобаковского района Нижегородской области о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Краснобаковский районный суд Нижегородской области поступило исковое заявление прокурора Краснобаковского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дорожник» <адрес> о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства.
В своем иске прокурор указал следующее.
Прокуратурой Краснобаковского района во исполнение указания прокуратуры Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № 42/7у «Об организации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации асфальтобетонного завода ООО «Дорожник».
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, т.е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержащий сведения об их составе. Паспорт отводов - I - IV класса опасности составляется на основании данных, о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальные органы на основании представляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицам, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" и устанавливает процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Проведенной 08 августа 2014 года проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Нижегородская область, Краснобаковский район, д. Богатыриха, кадастровый номер - 52:09:0090003:102, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для производственных целей, площадь 60011 кв.м., расположен асфальтобетонный завод, принадлежащий ООО «Дорожник» (АБЗ).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствие с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
У ООО «Дорожник», в деятельность которого входят действия, связанные с эксплуатацией стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение приведенных требований федерального законодательства, в настоящее время отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ), разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено.
Неисполнение требований ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" нарушают права неопределенного круга лиц на санитарно - эпидемиологическое благополучие, а так же создают угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы,
В качестве способа защиты прав и свобод человека и гражданина, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Настоящее исковое заявление подается прокурором Краснобаковского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку наличие выбросов в атмосферу в несогласованных количествах повлияет на здоровье неопределенного круга лиц и нанесет ущерб окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст.45 ГПК РФ, прокурор просит суд:
Обязать ООО «Дорожник» устранить выявленные нарушения ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно: утвердить соответствующие нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Шмелев А.А. поддержал требования искового заявления частично и просит суд обязать ООО «Дорожник» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Представитель ответчика ООО «Дорожник» в судебном заседании не присутствует, возражений в части удовлетворения искового заявления от него не поступало.
Суд, выслушав помощника прокурора Шмелева А.А., изучив представленные истцом документы, пришел к убеждению, что исковое заявление прокурора Краснобаковского района Нижегородской области следует удовлетворить.
Законность принимаемого решения регламентируется:
-ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»,
-Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»,
-Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Обоснованность подтверждается проверкой прокурора и отсутствием на день рассмотрения искового заявления у ООО «Дорожник» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С учетом представленных документов у суда нет оснований для отказа в удовлетворении искового заявления прокурора.
От уплаты государственной пошлины ООО «Дорожник» следует освободить, так как прокурор обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Краснобаковского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать ООО «Дорожник» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его оглашения с подачей жалобы через Краснобаковский районный суд.
Судья Краснобаковского районного суда
Нижегородской области В.И. Савиных