ДЕЛО № 2-773 10 октября 2014 года
 

    РЕШЕНИЕ
 

    Именем Российской Федерации
 

    Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
 

    председательствующего судьи Мишуковой О.Н.,
 

    при секретаре Рядовиковой Ю.В.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Коряжма в помещении суда 10 октября 2014 года дело по иску Дурягиной В. А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Д. к администрации муниципального образования «Город Коряжма» о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Дурягина В.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Д., -.- года рождения обратилась в суд с иском к МО «Город Коряжма» в лице администрации города о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Коряжма. В обоснование заявленных требований указала, что -.- в администрацию МО «Город Коряжма» было подано заявление о предоставлении места в детском дошкольном учреждении г. Коряжма её малолетней дочери Д., -.- года рождения, однако место в детском саду ребенку не предоставлено, что нарушает конституционные права её ребенка на образование, в связи с чем истец просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Коряжма» обеспечить Д., -.- года рождения местом в дошкольном образовательном учреждении города Коряжма.
 

    Представитель ответчика администрации МО «Город Коряжма», извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщил, представил суду возражения по иску, указав, что с заявленными истцом требованиями не согласны (л.д.***). Признав причины неявки ответчика в судебное заседание неуважительными, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело по существу без участия ответчика по представленным суду доказательствам.
 

    Истец Дурягина В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, указанным в иске, пояснив дополнительно, что на момент рассмотрения данного спора место в детском дошкольном учреждении г. Коряжма малолетней Д. ответчиком не предоставлено, на получение малолетним ребенком дошкольного образования на условиях краткосрочного посещения без организации сна и питания она не согласна. Просила суд установить ответчику срок для предоставления места в МДОУ ее малолетней дочери, до -.-.
 

    Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд пришел к следующему.
 

    Как следует из материалов дела, истец Дурягина В.А.. является матерью несовершеннолетней Д., -.- года рождения (л.д. ***).
 

    -.- Дурягина В.А. обратилась в администрацию МО «Город Коряжма» с заявлением о предоставлении ребенку Д., -.- года рождения места в дошкольном учреждении (л.д.***).
 

    Согласно представленных администрацией МО «Город Коряжма» сведений, заявление о постановке на учет для направления в дошкольное учреждение Д., -.- года рождения зарегистрировано в журнале регистрации поступающих заявлений в отдел образования за 2013 год (регистрационный №), по состоянию на -.- заявление о постановке на учет для направления в дошкольное учреждение учитывается по возрастной группе с 1 года до 2 лет в общей очередности № (л.д.***).
 

    Как установлено судом, на момент рассмотрения дела место в детском дошкольном учреждении Д., -.- года рождения не предоставлено.
 

    В соответствие со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
 

    Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.
 

    Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
 

    Невыполнение обязанности государства влечёт возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.ст.9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.
 

    Положения статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
 

    В силу пп.13.п.1.ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
 

    Аналогичное положение закреплено в п.1.ч.1.ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
 

    Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
 

    В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014, обязательного для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
 

    При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приема детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
 

    Согласно ст.ст. 5, 7, 26 устава муниципального образования «Город Коряжма» к вопросам местного значения МО «Город Коряжма» относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования. Администрация муниципального образования «Город Коряжма» является исполнительно-распорядительным органом, который наделен в том числе и полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Коряжмы (л.д. ***).
 

    Зачисление детей в детские сады в городе Коряжма осуществляется в соответствии с «Порядком комплектования образовательных учреждений муниципального образования «Город Коряжма», реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденным Постановлением № от -.- (л.д. ***).
 

    Согласно пунктам 3, 6, 7, 8, 18 и 19, 20 указанного Порядка, комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории муниципального образования "Город Коряжма" осуществляется отделом образования администрации города на основании учёта заявлений родителей (законных представителей) детей.
 

    На основании заявлений родителей (законных представителей) отдел образования ежегодно в мае составляет списки льготной и общей очередности по возрастным группам (группа определяется по возрасту ребенка старше одного года по состоянию на первое сентября текущего года). В учреждения принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. Количество групп и возрастной состав детей, принимаемых в конкретное учреждение, ежегодно определяется приказом отдела образования с учетом условий, необходимых для осуществления образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, уставом учреждения. Координационный совет по делам семьи, охране материнства и детства при администрации города ежегодно определяет количество свободных мест по возрастным группам на льготную и общую очередность. На основании решения комиссии о комплектовании учреждений ежегодно с июня по август отдел образования формирует и утверждает приказом списки вновь принимаемых детей на учебный год. Родители (законные представители) детей информируются о выделении места для ребенка в учреждении путем размещения списков на стенде в фойе администрации города. При освобождении мест в учреждении допускается комплектование учреждения в течение всего учебного года. В период комплектования учреждений детьми на учебный год отдел образования выдает направление руководителю учреждения. В течение всего учебного года выдается направление родителю (законному представителю) с указанием сроков поступления ребенка в учреждение. В случае, если родитель (законный представитель) ребенка письменно оформил отказ от предоставленного места в учреждении или ребенок не поступил в учреждение в установленный срок, направление выдается следующему по очереди ребенку. Зачисление детей в учреждение осуществляется приказом руководителя учреждения на основании заявления родителей (законных представителем), положительного медицинского заключения, документов, удостоверяющих личность одного из родителей.
 

    Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления, которые при достижении ребенком предусмотренного законом возраста, наличии заявления родителей и в отсутствие медицинских противопоказаний должны принять несовершеннолетнего в детское дошкольное образовательное учреждение по месту жительства.
 

    Условия обеспечения малолетней Д., -.- года рождения местом в детском дошкольном образовательном учреждении соответствуют предъявляемым законом требованиям, в связи с чем администрация муниципального образования "Город Коряжма" обязана обеспечить ребенка Д. местом в детском саду.
 

    Как установлено судом, на момент рассмотрения данного спора Д., -.- года рождения местом в детском саду не обеспечена, что свидетельствует о нарушении конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
 

    При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о возложении на администрацию муниципального образования «Город Коряжма» обязанности по обеспечению несовершеннолетней Д., -.- года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд, исходя из позиции заявителя, которая просит суд обязать ответчика предоставить место ее малолетней дочери с -.-, считает возможным установить администрации МО «Город Коряжма» срок предоставления Д., -.- года рождения места в дошкольном образовательном учреждении - до -.-, поскольку указанный срок является разумным и достаточным.
 

    Довод ответчика, изложенный в письменных возражениях на иск (л.д. ***) о возможности предоставления ребенку истца бесплатного дошкольного образования на условиях краткосрочного посещения в течение 3-х часов (без организации сна и питания) не может быть принят во внимание, поскольку истец не изъявляла желания на получение ее дочерью дошкольного образования на условиях краткосрочного посещения до 3-х часов без организации сна и питания. Иные доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, в том числе об отсутствии мест в дошкольных образовательных учреждениях и о нарушении принципа очередности комплектации дошкольного образовательного учреждения и прав детей из очереди, родители которых обратились с заявлениями ранее истца судом также не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не исключают возможность возложения на администрацию МО «Город Коряжма» обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в целях реализации конституционных прав ребенка. При этом администрация МО «Город Коряжма», исполняя обязанность по организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, обязана при их недостаточности, предпринимать своевременные меры для увеличения их количества.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    исковые требования Дурягиной В. А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Д. удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Город Коряжма» обеспечить несовершеннолетнюю Д., -.- года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении на территории города Коряжма, в срок до -.-.
 

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда.
 

    Председательствующий - О.Н.Мишукова