Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

 

    Катайский районный суд Курганской области в составе:
 

    председательствующего судьи Бутаковой О. А.
 

    при секретаре Буньковой Н. А.
 

    с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Павлова И. П.,
 

    истца Удачиной Я. А.,
 

    представителя ответчика администрации Катайского района Абрамова В. Я.,
 

    представителя третьего лица МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Дроновой Е. Е.
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании 10 октября 2014 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-437/2014 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах Удачиной Я. А. к правительству Курганской области, администрации Катайского района об обязании профинансировать приобретение жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение,
 

Установил:
 

    Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Удачиной Я. А. к правительству Курганской области об обязании профинансировать приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в черте города Катайска Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. для предоставления Удачиной Я. А. по договору найма специализированных жилых помещений; к администрации Катайского района о предоставлении Удачиной Я. А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенного в черте г. Катайска, соответствующего санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв. м.
 

    Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Катайского района по обращению Удачиной Я. А. проведена проверка соблюдения её жилищных прав. Установлено, что Удачина Я. А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как <данные изъяты>. Постановлением администрации Ушаковского сельсовета № от (дата) Удачиной Я. А. назначен опекун. (дата) Ххххх Я. А. вышла замуж и ей присвоена фамилия Удачина. Постановлением главы администрации Катайского района от 14.02.2014 г. № 42 Удачина Я. А. признана нуждающейся в жилье, включена в список детей-сирот и детей, оставшейся без попечения родителей, в связи с тем, что не является членом семьи нанимателя, ей присвоен учетный номер №. Удачина Я. А. зарегистрирована по адресу: ..., в доме, принадлежащем бабушке ФИО1, прав по договору социального найма на жилое помещение не имеет. На территории Ушаковского сельсовета специализированного жилищного фонда не имеется. Также Удачина Я. А. не имеет прав по договору социального найма в г. Катайске, не имеет в собственности жилья. До настоящего времени жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям и нормам не обеспечена.
 

    В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Павлов И. П. и истец Удачина Я. А. поддержали заявленные требования, настаивают на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
 

    Представитель ответчика администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что права Удачиной Я. А. не нарушены, она поставлена на учет в качестве нуждающейся, её данные имеются в областной базе. Оснований для обращения в суд с данным заявлением у неё не имеется никаких. Подачей заявления в суд Удачина Я. А. нарушает права других лиц, так как хочет обойти уже сложившуюся очередь.
 

    Представитель ответчика правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с направлением копии судебного решения. Также в возражениях выражено несогласие с исковыми требованиями, предъявленными к правительству Курганской области, просят отказать в их удовлетворении, поскольку правительство Курганской области не может выступать ответчиком по данному делу. Просят учесть, что с 1 января 2013 г. исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей – сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области. Необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годы. Истец не представил доказательств невыполнения правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий. Также не представлено доказательств соблюдения администрацией Катайского района установленного порядка получения субсидий. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений. Участие граждан в межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством, они находятся вне предмета данного спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Кроме того, в исковом заявлении не указана сумма финансирования, в связи с этим в случае удовлетворения требования данное судебное постановление будет неисполнимо (л. д. 81).
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Управление образования Администрации Катайского района» Дронова Е. Е. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что истец действительно нуждается в получении жилого помещения и в установленном порядке поставлен на учет на получение жилья. В настоящее время не исполнено несколько решений суда по данной категории лиц. В этом году в новом строящемся доме будет предоставлено 9 квартир для данной категории лиц: 3 квартиры – по социальному найму и 6 квартир – по специализированному найму. Еще 4 квартиры будут приобретены на вторичном рынке. Однако Удачина Я. А. в этом году жилье не сможет получить.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л. д. 84).
 

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд признает исковые требования прокурора Катайского района в интересах Удачиной Я. А. к правительству Курганской области, администрации Катайского района об обязании профинансировать приобретение жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
 

    Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статья 40).
 

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
 

    В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
 

    В судебном заседании установлено, что Удачина (до замужества Ххххх) Я. А. (л. д. 13) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено <данные изъяты> (л. д. 16), постановлением администрации города Катайска № от (дата) о том, что над несовершеннолетней Ххххх Я. А. была определена опека и закреплено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности опекуну ФИО1 (л. д. 15).
 

    (дата) Удачина Я. А. поступила в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования <данные изъяты>, предполагаемая дата окончания (дата) (л. д. 9).
 

    В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Аналогичная норма закреплена в статье 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».
 

    С 01 января 2013 года граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Постановлением главы Катайского района от 14.02.2014 г. № 42 «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями» Удачина Я. А. включена в вышеуказанный Список и ей присвоен учетный № (л. д. 7). Постановление принято в пределах полномочий, установленных вышеуказанным законом, и подлежит исполнению ответчиком администрацией Катайского района.
 

    Нуждаемость истца в жилом помещении и право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления специализированного жилого помещения ответчиками и третьими лицами по данному делу не оспаривается, подтверждается справкой главы Катайского района от 14.02.2014 г. (л. д. 14).
 

    Отсутствие у Удачиной Я. А. жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма подтверждается информациями органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество (л. д. 17, 18, 21, 22, 24, 56).
 

    Удачина Я. А. зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем её бабушке ФИО1, однако в нем не проживает, членом семьи своей бабушки не является (л. д. 23, 24, 26-29, 30, 31-32).
 

    Порядок предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен действующим законодательством, в соответствии с которым жилое помещение лицам указанной категории предоставляется по решению органа местного самоуправления.
 

    По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
 

    Постоянным местом жительства Удачиной Я. А. в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является г. Катайск Курганской области.
 

    Решением Катайской районной Думы № 226 от 22.04.2008 года (с изменениями, внесенными решением Катайской районной Думы № 289 от 25.03.2014 года) норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений на одного человека для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 18 кв. м (л. д. 35).
 

    В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
 

    В силу части 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
 

    Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 г. № 633.
 

    В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 05.10.2007 г. № 288 органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В силу статьи 8 Закона Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 05.10.2007 г. № 288 финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. Законом Курганской области от 5 декабря 2013 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013-2014 годам органам местного самоуправления, в том числе Катайского района на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
 

    Требования закона о надлежащем финансировании государственных полномочий Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданных органам местного самоуправления Катайского муниципального района в 2013-2014 годах не исполняются в полном объеме, что препятствует исполнению администрацией Катайского района обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Удачиной Я. А.
 

    Заявки на выделение денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются администрацией Катайского района в Главное управление образования Курганской области в соответствии с установленным порядком (л. д. 59, 61, 63).
 

    Из информации финансового отдела администрации Катайского района следует, что по состоянию на 10 октября 2014 года поступило ... руб. на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на исполнение судебных актов по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений – ... руб. (л. д. 88, 89, 90).
 

    Согласно информации Главного управления образования Курганской области от 14.01.2014 г. по согласованию с Департаментом строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области принято решение о приобретении в Катайском районе 10 квартир для детей-сирот (л. д. 60). Из информации Главного управления образования Курганской области от 11.04.2014 г. следует, что по состоянию на 01.04.2014 г. в региональном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит 1452 человека, из них 647 граждан имеют судебные решения, в виду дефицита денежных средств в областном бюджете обеспечить всех детей, имеющих право на получение жилого помещения, не представляется возможным, вопрос выделения дополнительных субвенций на обеспечение жильем детей-сирот в Катайский район планируется рассмотреть в 4 квартале 2014 года (л. д. 62).
 

    Из пояснений представителя ответчика администрации Катайского района и представителя третьего лица МУ «Управление образования Администрации Катайского района», подтвержденных письменной информацией МУ «Управление образования Администрации Катайского района» (л. д. 64-66, 67), следует, что выделенных денежных средств недостаточно для приобретения Удачиной Я. А. жилого помещения, поскольку до настоящего времени не исполнено 20 решений Катайского районного суда.
 

    Доводы представителя ответчика правительства Курганской области о неисполнимости решения в случае удовлетворения иска прокурора не основаны на законе, поскольку стоимость жилого помещения не превышает сумму, запланированную в бюджете Курганской области для выделения муниципальному району на указанные цели. Предъявление требования обусловлено неисполнением в текущем году обязательств по направлению необходимых денежных средств в администрацию Катайского района.
 

    Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
 

    При разрешении спора суд установил, что администрация Катайского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому признает обоснованным требование прокурора о возложении на правительство Курганской области обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
 

    Возложение на правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Удачиной Я. А.
 

    Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
 

    Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18 июня 2002 года).
 

    В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п.1. ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования предъявлены к надлежащим ответчикам в соответствии с их полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда: правительство Курганской области обязано выделить необходимые денежные средства, а администрация Катайского района обязана приобрести за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Катайского района, и предоставить Удачиной Я. А. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, площадью не менее установленной социальной нормы 18 кв. м.в г. Катайске Курганской области.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Решил:
 

    Исковые требования прокурора Катайского района в интересах Удачиной Я. А. к правительству Курганской области, администрации Катайского района об обязании профинансировать приобретение жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
 

    Обязать правительство Курганской области профинансировать приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в черте города Катайска Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. для предоставления Удачиной Я. А. по договору найма специализированных жилых помещений администрацией Катайского района.
 

    Обязать администрацию Катайского района предоставить Удачиной Я. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в черте г. Катайска Курганской области, соответствующее санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
 

    Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Председательствующий судья: О. А. Бутакова
 

    Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2014 года в 09:00.