Дело № 2- 904/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    5 сентября 2014 года
 

    Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
 

    председательствующего судьи Тугаевой О.В.
 

    при секретаре Хариной Н.А.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании
 

    гражданское дело по иску Городничевой Светланы Витальевны к администрации Мичуринского сельского поселения о признании права собственности на объекты недвижимости,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Городничева С.В. обратилась в суд с иском к администрации Мичуринского сельского поселения о признании за ней в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью 1456 кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> и жилого дома по этому же адресу после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
 

    В обоснование иска указала на то, что наследодатель ее отец. При жизни ему принадлежал земельный участок и жилой дом по указанному адресу. Правоустаналивающих документов на эти объекты нет, но земельный участок был огорожен забором, без установления границ земельного участка, что подтверждено выпиской из похозяйственной книги. При жизни на этом участке отец построил жилой дом, но документов на строительство дома нет. Она, как наследник, фактически наследство приняла, но к нотариусу не обращалась за принятием наследства.
 

    В судебном заседании истец Городничева С.В. иск поддержала.
 

    Представитель ответчика администрации Мичуринского сельского поселения в суд не явился, в письменном заявлении суду просил рассмотреть дело в его отсутствии.
 

    Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
 

    В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом.
 

    Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимости возникает с момента государственной регистрации.
 

    Из свидетельства о смерти видно, что ФИО2 скончался ДД.ММ.ГГГГ. Истец его дочь, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака.
 

    Согласно справки нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО2 наследство не открывалось.
 

    На момент смерти наследодатель был зарегистрирован в указанном в иске жилом доме, что подтверждено справкой Мичуринского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточкой на жилой дом. Из поквартирной карточки усматривается также, что на момент его смерти с ним не было зарегистрированных лиц в этом же жилом помещении.
 

    В исковом заявлении истица ссылается на то, что она наследство фактически приняла и, следовательно, ее возможно признать собственником наследственного имущества.
 

    Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство должно быть принято в сроки, установленные ст.1154 ГК РФ – в течение шести месяцев со дня принятия наследства.
 

    Между тем, суду не представлено доказательств в подтверждение тому, что в течение шести месяцев со дня открытия наследства истица приняла наследственное имущество после смерти своего отца ФИО2
 

    При изложенных обстоятельствах у истицы в силе ст. ст. 3,4 ГПК РФ отсутствует субъективное право на обращение в суд с данным иском, что служит самостоятельным основанием для отказа в иске.
 

    Из пояснений истицы в суде следует, что у наследодателя отсутствовал какой-либо документ в подтверждение его прав, при жизни, на земельный участок.
 

    Справка администрации Мичуринского сельского поселения от 11 июня 2014 года о том, что наследодатель при жизни построил на выделенном ему земельном участке жилой дом, выписка из похозяйственной книги, не являются правоустанавливающим документом. В выписке отсутствуют сведения о правоустанавливающем документе на земельный участок. Аналогичные сведения отсутствуют и в кадастровой выписке о земельном участке от 26 апреля 2014 года как и о правообладателе земельного участка. В этой выписке указано, что сведения о земельном участке носят временный характер, со сроком действия - 4 октября 2018 года.
 

    Межевой план составлен после смерти наследодателя.
 

    Из постановления Главы администрации Карталинского муниципального района от 28 августа 2013 года №1569 видно, что земельный участок образован также после смерти наследодателя.
 

    Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иной имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
 

    Суд находит, что вышеуказанные представленные истицей доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что указанный в иске земельный участок на момент смерти наследодателя принадлежал ему на законных основаниях.
 

    Согласно уведомлениям, выданным 24 апреля 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в Едином государственном реестре прав запись о регистрации прав, ограничений (обременений) на указанный в иске объект недвижимости – земельный участок и жилой дом, отсутствует.
 

    Из пояснений истицы в суде следует, что разрешительной документации на строительство дома, на ввод в эксплуатацию и иной документации нет.
 

    Справка сельской администрации №329 от 11 июня 2014 года не является документом, подтверждающим правомерность возведения постройки.
 

    В силу п.п. 1,3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и прав ил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемы интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
 

    По смыслу требований гражданского законодательства приобретение права собственности на имущество возможно только в добровольном порядке. Признание права собственности на самовольные постройки допускается лишь в отношении живых лиц и только на основании их добровольного волеизъявления. Согласно п.2 ст. 17 ГК РФ право способность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
 

    ФИО2 при жизни вопрос о признании за собой права собственности на жилой дом, земельный участок не ставил, каких-либо действий, свидетельствующих о его волеизъявлении на признание права собственности на самовольный жилой дом, земельный участок также не совершал.
 

    В п.27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснений о том, что поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу.
 

    Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
 

    На основании изложенного у суда нет оснований для признании за истицей права собственности на указанные объекты недвижимости. Из представленных в суд документов не усматривается, что истцу в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка.
 

    Таким образом, отсутствуют основания для признания за наследодателем права собственности на жилой дом.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
 

Р Е Ш И Л:
 

    В иске Городничевой С.В. отказать в полном объеме.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде в Челябинский областной суд через Карталинкий городской суд.
 

    Председательствующий О.В. Тугаева.