Дело № 2- 787/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2014 года гор. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Стяжкиной О.В.
при секретаре Досмановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лаптева Игоря Михайловича к Отделу Министерства Внутренних дел России по городу Карталы о признании действий, нарушающих личные неимущественные права и блага, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Лаптев И.М. обратился в суд с иском к ответчику о признании нарушающими его личные неимущественные права и другие материальные блага, выраженные в создании условий, в которых содержали его в изоляторе Временного содержания г. Карталы в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое не соответствовало требованиям, установленным законом, выразившиеся в отсутствии в камерах стола, скамейки, постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло), отдельного спального места, бака для питьевой воды, достаточного освещения, надлежащей вентиляции, канализации, уединенного туалета, трехразового питания, ежедневной прогулки, помывки в душе, свободного пространства и удовлетворительного санитарного состояния; взыскании компенсации морального вреда в сумме 250 000 рублей.
В обоснование требований указал, что приговором Челябинского областного суда от 29.12.2001г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 105 ч.2, ст. 108 ч.2, ст.127 ч.3 УК РФ, назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., проходя обвиняемым в рамках данного уголовного дела содержался в ИВС г. Карталы. В камерах ИВС на указанный период отсутствовали: стол, скамейка, постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), отдельное спальное место, бак для питьевой воды, достаточное освещение, надлежащей вентиляции, водопровода, канализации и туалета. На стенах камер были покрытия в виде неровностей, называемые «шубой», в которых обитали паразитические насекомые. За весь период нахождения в ИВС не представлено возможности помывки в душе, проведение ежедневной прогулки. Питание было одноразовым, где выдавали только хлеб, первое и второе блюдо. Вместо туалета в углу камеры стояло ведро, которое выносилось два раза в сутки. Окна были заделаны металлическими щитами, что лишало возможности проветрить помещение и не позволяло допуску естественного освещения. Камеры были переполнены, не имели отдельного спального места, ни о какой личной гигиене не было и речи. Кроме того, нарушались сроки содержания в ИВС, хотя как нормы закона запрещали непрерывное содержание в ИВС более чем на 10 дней в месяц. Условия, в которых содержался истец считает нарушающими его личные неимущественные права, в связи чем, ему причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания), испытав чувства унижения, беззащитности, несправедливости, растерянности, беспокойства, страха, тоски, переживания и неполноценности, что явилось поводом обращения в суд, моральный ущерб причиненный истцу оценивает в 250 000 рублей.
Истец Лаптев И.М. в судебном заседании не присутствовал, отбывает наказание в местах лишения свободы. О месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не представил, об отложении дела не просил. Учитывая, что судом была обеспечена возможность реализации прав истца Лаптева И.М. путем заблаговременного направления ему копий документов, возражений ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика МО МВД России «Карталинский» Бойко Н.П. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель 3 лица УФК по Челябинской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования не признает.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальные особенности потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что приговором Челябинского областного суда от 29 декабря 2001 года Лаптев И.М. осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу 19.04.2002 года.
Истец утверждает, что с 28.08.2000 по 29.12.2001 год содержался под стражей и находился в изоляторе временного содержания г.Карталы, куда эпатировался из следственного изолятора г.Магнитогорска. Условия содержания в котором неприемлемы и существенно нарушают его права и законные интересы. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред.от 27.09.2009 года).
В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. от 31.12.2002 N 187-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Из технического паспорта на нежилое здание по адресу: <адрес> ОВД г.Карталы Челябинской области следует, что здание имеет 2 этажа и подвальное помещение. Из экспликации № 1 к поэтажному плану нежилого здания видно, что подвальное помещение имеет 4 коридора (позиция 1,2,16,17), 6 камер (позиция 3 камера площадью 10,6 кв.м., позиция 4,5 площадью 9,7 кв.м., позиция 11 площадью 10,1 кв.м., позиция 12,13 площадью 10,3 кв.м.), уборную, 2 кухни, лестничную клетку, электрощитовую, 2 кабинета.
Иной информации, какие-либо документы по факту задержания Лаптева И.М. ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствуют. Документы относительно лиц, содержавшихся в ИВС начиная с 2000 года по 2001 год, уничтожены в связи с истечением срока хранения документов, что подтверждается Приказом МВД № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения».
Одновременно с подачей заявления Лаптевым И.М. заявлено ходатайство об оказании содействия в истребовании материалов уголовного дела N 2-281/2001 из Челябинского областного суда, документальные материалы о содержании в ИВС за период с 29.12.2001 по 28.08.2000 года, в том числе журналы регистрации, проектирования, договора, акты проверок относящиеся к спору, включая сметы проведения ремонтов в помещении ИВС, а также список лиц, содержавшихся в указанный период.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой стороны доказать, те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ Лаптев И.М. не представил суду никаких доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылался в обоснование своих требований, не доказал наличие препятствий в самостоятельном истребовании документов из названного уголовного дела.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать факт противоправных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
По тем же правилам возмещается причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет Казны РФ, от имени Казны выступает финансовый орган.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку в данном случае истцом были заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда к ОВД РФ «Карталинский» при этом требования к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области не предъявлял, суд рассматривает дело по заявленным требованиям.
Принимая во внимание, что факт нахождения Лаптева И.М. в камере ИВС 28.08.2000 по 29.12.2001 года, незаконность действий сотрудников правоохранительных органов в отношении истца в ходе рассмотрения дела своего объективного подтверждения не нашли, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Лаптева Игоря Михайловича к Отделу Министерства Внутренних дел России по городу Карталы о признании действий, нарушающих личные неимущественные права и блага, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Стяжкина