РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации
 

    06 октября 2014 года с. Каргасок Томской области
 

    Каргасокский районный суд Томской области в составе:
 

    председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,
 

    при секретаре Майбах О.А.,
 

    с участием помощника Каргасокского районного прокурора Свириденко В.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Каргасокского сельского поселения о возложении обязанности,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в районный суд с исковым заявлением к Администрации Каргасокского сельского поселения о возложении обязанности, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» в примерно в 300 метрах в сторону вертолетной площадки от пересечения улиц по правой стороне проселочной дороги на площади около 2000 кв.м., несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор. На данном земельном участке несанкционированно размещены полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, пластиковая тара, а также срубленные ветки деревьев и кустарниковой растительности.
 

    Администрацией Каргасокского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры к ликвидации указанной свалки.
 

    Проведенной проверкой установлено, что данная свалка находится в непосредственной близости от стены леса и содержит в совеем составе легкогорючие отходы (картонные коробки, высохшие ветки деревьев и кустарниковой растительности), что создает реальную угрозу возникновения лесного пожара.
 

    Ссылаясь на ст.ст. 9, 42 Конституции РФ, положения Федеральных законов от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного Кодекса РФ и Устава муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» указывает, что Администрация Каргасокского сельского поселения обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов выполнить мероприятия по очистке территории поселения от бытовых отходов и мусора. Несанкционированное размещение отходов на территории Каргасокского сельского поселения, разрастание размеров свалки свидетельствует о том, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения является несоблюдением требований действующего природоохранного законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
 

    Просит возложить на Администрацию Каргасокского сельского поселения обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации сбора и вывоза мусора, несанкционированно размещенного на территории земельного участка, расположенного в 300 метрах в сторону вертолетной площадки от пересечения улиц по правой стороне проселочной дороги на площади около 2000 кв.м. .
 

    В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Свириденко В.А. заявленные требования поддержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.
 

    Ответчик, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
 

    Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
 

    Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
 

    В ст. 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
 

    Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
 

    В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
 

    В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных отношений является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
 

    На основании ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
 

    В силу с ч. 1 ст. 13, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    В п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    Согласно подп. 1 п. 2 Устава муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», утвержденного решением Совета Каргасокского сельского поселения №от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Каргасокского сельского поселения решает все вопросы местного значения, установленные статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (л.д. ).
 

    Из акта осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГследует, что помощником прокурора Б. совместно с заместителем главы Каргасокского сельского поселения К. произведен осмотр местности в . Осмотром установлено, что примерно в 300 метрах в сторону вертолетной площадки от пересечения улиц по правой стороне проселочной дороги на площади около 2000 кв.м. несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор. На данном земельном участке несанкционированно размещены полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, пластиковая тара, а также срубленные ветки деревьев и кустарниковой растительности (л.д. ).
 

    К акту приложены фотографии (л.д. ).
 

    Из ответа Главы Каргасокского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГследует, что Администрация Каргасокского сельского поселения не оспаривает несоблюдение требований действующего природоохранного законодательства по ликвидации несанкционированных свалок. В связи с этим заместителю главы Каргасокского района, в ведении которого решение рассматриваемого вопроса, было дано поручение принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и условий им способствующих, а также обеспечить надлежащее выполнение требований законодательства в последующем. А именно, незамедлительно ликвидировать свалки, расположенные на расстоянии 500 метров в сторону реки от на площади 2500 кв.м., примерно в 300 метрах в сторону вертолетной площадки от пересечения улиц по правой стороне проселочной дороги на площади около 2000 кв.м., на расстоянии около 30 метров слева от жилого дома в сторону реки по , на левой и правой обочине подъездного пути к реке , ведущей от названного жилого дома, на расстоянии около 100 метров в сторону реки от пересечения и , на левой и правой обочине подъездного пути и проинформировать население о запрете складирования бытовых отходов и мусора в данном месте. Так как на территории Каргасокского сельского поселения имеется большое количество подобных скоплений бытовых отходов и мусора, невозможно содержать в чистоте все земельные участки. В настоящее время данные меры принимаются соответствующим должностным лицом, и свалка будет ликвидирована (л.д. ).
 

    Размеры и давность несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора свидетельствует о том, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
 

    РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Каргасокского сельского поселения о возложении обязанности удовлетворить.
 

    Обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по организации сбора и вывоза мусора, несанкционированно размещенного на территории земельного участка, расположенного в 300 метрах в сторону вертолетной площадки от пересечения улиц по правой стороне проселочной дороги на площади около 2000 кв.м. .
 

    Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.
 

Судья