Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    14 октября 2014г. с. Карабудахкент
 

    Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Абдуллаева М., главы МО «<адрес>» <адрес> Алмаева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании в части противоречащим закону нормативного правового акта,-
 

    У с т а н о в и л :
 

    <адрес> в порядке статей 45 и 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании Устава МО «<адрес>» частично противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с отсутствием в нем отдельных положений Закона.
 

    Из заявления прокурора следует, что решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № принят устав МО «<адрес>».
 

    Устав МО «<адрес>» частично противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по следующим основаниям.
 

    Так, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» внесены изменения в п. 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изложив в следующей редакции «33) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин».
 

    В нарушение указанных требований закона в Устав МО «<адрес>» не внесены изменения по вопросам участия граждан в охране общественного порядка.
 

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ внесены в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:
 

    1) часть 71статьи 13 после слов «в соответствии с его уставом» дополнена словами «и законом субъекта Российской Федерации»;
 

    2) статья 131дополнена частью 4 следующего содержания:
 

    «4. В случае, если в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения. Упразднение поселения осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
 

    Территория упраздненного поселения на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории, на иных территориях в состав поселений, имеющих общую границу с упраздняемым поселением. Отнесение территории упраздненного поселения к территориям иных поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения, выраженного представительными органами данных поселений.»;
 

    3) пункт 1 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:
 

    «1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;»;
 

    9) часть 1 статьи 25 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан.»;
 

    10) в части 1 статьи 251:
 

    а) пункт 2 изложен в следующей редакции:
 

    «2) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;»;
 

    б) пункт 4 изложен в следующей редакции:
 

    «4) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;»;
 

    11) в абзаце первом части 5 статьи 34 цифры «100» заменены цифрами «300»;
 

    12) в статье 35:
 

    а) часть 3 дополнена предложением следующего содержания: «Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.»;
 

    б) в части 31цифры «100» заменены цифрами «300»;
 

    в) в абзаце первом части 51слова «муниципального образования района» заменены словами «муниципального образования»;
 

    13) пункт 1 части 2 статьи 36 изложен в следующей редакции:
 

    «1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации»;
 

    14) в статье 40:
 

    а) в пункте 2 части 7 слова «состоять членом управления» заменены словами «состоять членом органа управления»;
 

    б) в части 71слова «выборное должностное лицо органа местного самоуправления» заменены словами «выборное должностное лицо местного самоуправления»;
 

    15) в статье 44:
 

    а) пункт 9 части 1 изложен в следующей редакции:
 

    «9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;»;
 

    б) в части 3 слова «а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек» заменить словами «а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан,»;
 

    16) в части 2 статьи 47 слова «Муниципальные правовые акты» заменены словами «Муниципальные нормативные правовые акты»;
 

    17) статья 52 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 52. Местные бюджеты
 

    1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
 

    Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
 

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 

    6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
 

    Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.»;
 

    18) статья 53 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 53. Расходы местных бюджетов
 

    1. Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    2. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.";
 

    19) статья 55 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 55. Доходы местных бюджетов
 

    Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.»;
 

    20) статьи 57 (Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов), 58 (Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов), 59 (Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов) признаны утратившими силу;
 

    21) статья 60 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 60. Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
 

    Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления бюджетам поселений дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета субъекта Российской Федерации или из бюджета муниципального района в случае наделения законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления муниципального района полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации, а также дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района.»;
 

    22) статья 61 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 61. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
 

    Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.»;
 

    23) статья 62 (Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней) признана утратившей силу;
 

    24) статья 63 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 63. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий
 

    1. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    Субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях их распределения между местными бюджетами на указанные цели в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    2. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.»;
 

    25) дополнен статьей 631следующего содержания:
 

    «Статья 631. Субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации
 

    1. В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
 

    2. В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.»;
 

    26) статья 65 изложена в следующей редакции:
 

    «Статья 65. Субсидии, иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов
 

    1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    2. Поселения, входящие в состав муниципального района, перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных настоящим Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    3. Бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    4. Бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.»;
 

    27) в части 4 статьи 79 слова «частями 1 - 3 статьи 50» заменены словами «пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50».
 

    В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ, внесенные в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения, в Устав МО «<адрес>» не внесены.
 

    В результате противоречия Устава МО «<адрес>» в части Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушены интересы МО «<адрес>», жителей МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц в сфере охраны общественного порядка, избирательного права граждан, бюджетного законодательства и т.д.
 

    На основании изложенного просит признать устав МО «<адрес>» частично противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с отсутствием в уставе следующих положений:
 

    - вопроса оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
 

    - об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения;
 

    - о составлении и рассмотрении проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
 

    - по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;
 

    - по вопросам введения и об использовании средств самообложения граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан
 

    - по вопросам осуществления сходом граждан полномочий представительного органа;
 

    - по вопросам избрания главы местной администрации в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;
 

    - по вопросам выравнивания бюджетной обеспеченности поселений из бюджета субъекта Российской Федерации или из бюджета муниципального района;
 

    - по вопросам финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
 

    - по вопросам софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    - по вопросам местного значения межмуниципального характера, определенных Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    Помощник прокурора <адрес> Абдуллаев М. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
 

    Глава МО «<адрес>» Алмаев А.А. признавая требования прокурора пояснил, что они занимаются над внесением изменений в Устав Муниципального образования, подготовили проект Устава, обсудили проект в Минюсте РД. Из-за большого объема работы, внесение изменений в Устав затягивается, но в ближайшее время они завершат эту работу.
 

    Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
 

    В соответствии с Федеральными законами от 02.04.2014г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» и от 23.06.2014г. № 165-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанные в заявлении прокурора <адрес>.
 

    Исследование в суде Устава МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан показало, что в нарушение указанных выше требований закона, в Устав муниципального образования не внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 

    Это подтвердил в суде и глава МО «<адрес>» Алмаев А..
 

    Не соответствие Устава МО «<адрес>» в части, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушает права и интересы МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц в сфере охраны общественного порядка, избирательного права, бюджетного законодательства и др.
 

    В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
 

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
 

    Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
 

    В соответствии с п.19ч.1ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
 

    Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
 

    Р е ш и л :
 

    Заявление прокурора Карабудахкентского Республики Дагестан удовлетворить.
 

    Признать Устав МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан частично противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с отсутствием в уставе следующих положений:
 

    - вопроса оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
 

    - об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения;
 

    - о составлении и рассмотрении проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
 

    - по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;
 

    - по вопросам введения и об использовании средств самообложения граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан
 

    - по вопросам осуществления сходом граждан полномочий представительного органа;
 

    - по вопросам избрания главы местной администрации в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;
 

    - по вопросам выравнивания бюджетной обеспеченности поселений из бюджета субъекта Российской Федерации или из бюджета муниципального района;
 

    - по вопросам финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
 

    - по вопросам софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации.
 

    - по вопросам местного значения межмуниципального характера, определенных Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий М.А.Хункеров