Дело № 2-767/14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
г.Калач 30 сентября 2014 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Зеленковой Н.В.,
при секретаре Краснолуцкой М.А.,
с участием заявителя Островерховой М.М.,
представителя заинтересованного лица ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области Шиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Островерховой Марины Михайловны о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области,
у с т а н о в и л:
Островерхова М.М. обратилась в суд с заявлением в порядке ст.254 ГПК РФ, в котором просила признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ Островерховой Марины Михайловны о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретения жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Свои требования заявитель мотивировал следующим. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>. Ее и моих детей право общей долевой собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано Управлением Росреестра по Воронежской области, о чём в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи регистрации № и №.
Пунктом 6 договора купли-продажи предусмотрено, что оплата денежной суммы в размере 429408 рублей 50 копеек за жилой дом производится денежными средствами, выделяемыми по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии №, выданному на имя Островерховой Марины Михайловны на основании решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Калачеевскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №, дата выдачи сертификата ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на приобретение ветхого, не пригодного для проживания жилья.
Между тем статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", такое основание для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала не предусмотрено.
Кроме того, вывод о непригодности для проживания приобретенного ею жилого дома сделан Управлением Пенсионного фонда безосновательно. Согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Ни она, ни предыдущий собственник жилого дома не обращались в комиссию, уполномоченную принимать решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, а соответствующие комиссионные обследования жилого дома не производились. Какие-либо органы государственного надзора (контроля) не осуществляли проверку состояния жилого дома.
Разумеется, приобретенный ею дом требует текущего ремонта, который уже производится. Она и ее дети зарегистрированы в жилом доме по месту жительства и фактически в нем проживаем.
Таким образом, решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Калачеевскому району Воронежской области об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала» является незаконным.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей " решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
В судебном заседании заявитель поддержала свои требования по вышеизложенным основаниям, пояснив также, что в приобретенном доме в настоящее время ею проводится ремонт.
Представитель заинтересованного лица – ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области Шилова Е.В. заявленные требования не признала, в письменных возражениях указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Островерхова Марина Михайловна обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Островерховой М.М. было отказано в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Федеральный закон № 256-ФЗ) предусматривает право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семьи для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались этим правом.
В силу ч.3 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 в рамках предоставленных ему полномочий утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала с целью улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств. Из анализа приведенных нормативных положений следует, что средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на погашение обязательств по сделкам, которые были совершены исключительно с целью улучшения жилищных условий. Под улучшением жилищных условий по смыслу Федерального закона от 29.12. 2006г. N 256-ФЗ следует понимать увеличение площади жилого помещения либо его качества.
В результате совершения сделки по приобретению жилого помещения должны фактически измениться в лучшую сторону условия проживания семьи, имеющей детей. Сам по себе факт регистрации права собственности на жилое помещение не может считаться улучшением жилищных условий, так как должно приобретаться не любое жилье, а только улучшающее условия проживания семьи с детьми.
Как следует из сообщения администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате визуального осмотра дома № по <адрес> выявлено, что дом относится к жилому сектору, изолированный, а также подведены коммуникации: газовые и электрические сети, дом не пригоден для постоянного проживания, так как является аварийным и ветхим.
Довод истицы о том, что отсутствует заключение комиссии о непригодности дома для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, не может быть принят во внимание, поскольку в рассматриваемом случае закон не ограничивает право доказывания имеющих значение для дела обстоятельств определенными средствами доказывания.
При этом специального заключения межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания не требуется, поскольку предмет спора в данном случае иной, чем по делам о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, и обстоятельства по делу могут быть подтверждены любыми доказательствами, предусмотренными ст.55 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставление средств материнского (семейного) капитала имеет исключительно целевое назначение. Целевой характер использования средств материнского (семейного) капитала является мерой защиты, установление которой обусловлено необходимостью поддержания семьи со стороны государства в наиболее незащищенных сферах: жилищной, образовательной и пенсионной. Данная мера призвана избежать расходования средств материнского (семейного) капитала на другие нужды, не предусмотренные названным федеральным законом.
Так, Федеральным законом предусмотрено, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на цели, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, направление средств материнского капитала на оплату по договору купли-продажи, заключенному истицей на приобретение непригодного для проживания жилого дома, не соответствует целевому назначению этих средств и не способствует созданию детям истицы условий, обеспечивающих достойную жизнь, что провозглашено в преамбуле Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в качестве основной цели установления этих мер социальной поддержки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что заявление Островерховой М.М. не подлежит рассмотрению в порядке ст.254 ГПК РФ, так как из обстоятельств дела усматривается, что фактически имеет место спор о праве, поскольку в заявлении ставится вопрос не только об оспаривании решения, но и о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение жилья.
Данный спор подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
В соответствии со ст.263 ч.3 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В данном случае наличие спора о праве установлено судом при рассмотрении дела по существу, в связи с чем суд полагает необходимым оставить заявление без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст.222, 263 ч.3 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Островерховой Марины Михайловны о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области оставить без рассмотрения.
Возвратить Островерховой Марине Михайловне уплаченную при подаче заявления государственную пошлину в сумме 200 рублей
Разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.
Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Н.В.Зеленкова