Дело № 2-956/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Кривошаповой М.В. единолично,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Раковой М.Е.,
при секретаре Гангаловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Иловля Волгоградской области 16 октября 2014 года гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственности «Мираком» о понуждении к исполнению законодательства о транспортной безопасности и противодействию терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольховского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мираком» (далее – ООО «Мираком») и просит обязать ООО «Мираком» произвести оценку уязвимости транспортных средств <данные изъяты> гос. номер №, <данные изъяты> гос. номер № в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Мираком» разработать план по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств в течение трех месяцев с момента проведения оценки уязвимости.
Свои доводы мотивирует тем, что прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму в деятельности ООО «Мираком».
ООО «Мираком» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозкам пассажиров на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № №, договора с министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортном на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предприятие осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту № «<данные изъяты>» на автомобилях <данные изъяты> гос. номер №, <данные изъяты> гос. номер №, представленные по договору лизинга.
ООО «Мираком» не проведена оценка уязвимости транспортных средств, находящихся в его собственности и используемых им на ином законном основании; не разработан план по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств.
Прокурор Ольховского района Волгоградской области на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц – пассажиров маршрутных автобусов ООО «Мираком», чья категория непостоянна и изменчива в целях защиты их жизни, и здоровье от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов.
В судебном заседании помощник прокурора района Ракова М.Е. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Мираком», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не представил, сведений о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствие с требованиями ст. 233 ГПК РФ, рассматривает дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В судебном заседании установлено, что ООО «Мираком» на основании договора лизинга №61/14-РСТ принадлежат автомобили PEUGEOT (автобус класса А) гос. номер А060НТ134, PEUGEOT (автобус класса А) гос. номер А061НТ134 (л.д.5,6).
ООО «Мираком» осуществляет перевозку пассажиров на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № № и договора с министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортном на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 18-21).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Исходя из требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона, категорированные объекты включаются в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Указанный Порядок предназначен для ведения Федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта РФ, реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в том числе о собственнике, а также ином субъекте транспортной инфраструктуры (п. 4 реестра).
В соответствии с п. 3 Реестра компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные п. п. 5 и 11 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно п. 11 Реестра, основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа
Таким образом, обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, как и не установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования либо получению их результатов.
Пункт 2 ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусматривает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта РФ. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 указанного Порядка, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
При этом оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, принятие решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости производятся после осуществления категорирования и не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относятся к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости.
Указанное также подтверждается Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 21.02.2011 г. N 62.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть аккредитованы и включены в соответствующий реестр в соответствии с Правилами аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 289.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокурором установлен факт отсутствия оценки уязвимости транспортных средств марки <данные изъяты> гос. номер №, <данные изъяты> гос. номер №, владельцем которых является ООО «Мираком».
Прокурором не представлено доказательств получения ООО «Мираком» уведомления о включении указанного транспортного средства в реестр категорированных объектов.
При таких обстоятельствах требования прокурора не подлежали удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В иске прокурора Ольховского района Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Мираком» о понуждении к исполнению законодательства о транспортной безопасности и противодействию терроризма - отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Кривошапова