Дело № 2-344/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    п. Ильинский                16 сентября 2014 года
 

           Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.
 

           с участием зам. прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.
 

           законного представителя несовершеннолетнего ФИО2-К.Н.А.
 

           представителя ответчиков администрации Ильинского муниципального района и Управления образования администрации Ильинского муниципального района О.Г.Н по доверенности
 

           при секретаре Русиновой О.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальной образовательной организации (учреждении)
 

установил:
 

           Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации Ильинского муниципального района, управлению образования администрации Ильинского муниципального района и просит признать незаконным бездействие ответчиков при исполнении ими полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, выразившемся в непринятии мер по обеспечению возможности получения ФИО2 дошкольного образования в муниципальной дошкольной образовательной организации (учреждении), возложить обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальной образовательной организации (учреждении) с учетом места жительства ребенка в пределах Ильинского сельского поселения.
 

           В обоснование требований истец указал, что несовершеннолетний ФИО2 состоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении с 04.04.2013 года, однако до настоящего времени таковым не обеспечен. В соответствии с положениями ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Конституции РФ, ответчики обязаны предоставить ребенку место в дошкольном учреждении.
 

           До настоящего времени ФИО2, который не имеет противопоказаний для посещения муниципального дошкольного образовательного учреждения, достиг необходимого возраста, установленного законодательством, не предоставлено место в дошкольном учреждении, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления и нарушении прав малолетнего на получение им дошкольного образования администрацией муниципального района.
 

           В ходе судебного заседания прокурор поддержал требования, по доводам изложенным в заявлении.
 

           Законный представитель малолетнего ФИО2- К.Н.А. требования прокурора поддержала, пояснила, что в 2013 г. она подала заявление о предоставлении места в детский сад «Петушок». В мае 2014 г. она обращалась в администрацию Ильинского района, ей обещали с 01 сентября предоставить место в детском саду, однако до сих пор не предоставили. Путевку в детский сад ей никто не давал. Не согласна, чтобы ребенку было предоставлено место в детском саду на условиях кратковременного пребывания.
 

           Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района и управления образования администрации Ильинского муниципального района О.Г.Н исковые требования не признала, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив, что матери ФИО2 предлагалось место в детском саду «Росинка» и Пепеляевском детском саду, однако от мест в указанных дошкольных образовательных организациях, К.Н.А. отказалась. В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования муниципальные образовательные организации Ильинского муниципального района принимают всех детей, чьи родители принимают решение о получении их ребенком дошкольного образования в образовательной организации, для чего создаются группы кратковременного пребывания, реализующие программы дошкольного образования, без указания услуги по присмотру и уходу за ребенком. К.Н.А. также было предложено зачисление ее сына в любой из детских садов п. Ильинский в группу кратковременного пребывания в целях получения дошкольного образования, повторное предложение поступило в виде телефонограммы 09.09.2014 г., однако ответ от К.Н.А. до сих пор не получен. Таким образом, администрацию Ильинского муниципального района, управление образования администрации Ильинского муниципального района нельзя обвинить в бездействии при реализации возложенных на нее полномочий.
 

           Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
 

           Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
 

           Конституционные нормы являются непосредственно действующими и имеют характер прямого действия.
 

           Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
 

           Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
 

           Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это будет означать, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
 

           В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
 

           признание приоритетности образования;
 

           обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
 

           гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
 

           Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
 

           Согласно ч. 1 ст. 67 Закона РФ «Об образовании» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
 

           Как предусмотрено пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
 

           Согласно ч. 1 ст. 64 Закона РФ «Об образовании» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
 

           Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ, в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
 

           Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги.
 

           Суд также принимает во внимание, что Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. № 599 Правительству Российской Федерации поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
 

    Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий права несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования, не содержит каких-либо ограничений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
 

    Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
 

    Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
 

    Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
 

    В качестве полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов законом названа организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
 

              Подпунктом 11 статьи 12 Устава Ильинского муниципального района (принят решением Земского Собрания Ильинского района от 22.06.2005 № 101 в ред. от 29.01.2014) к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
 

    При этом именно администрация Ильинского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории данного района.
 

            Управление образования Ильинского муниципального района определено уполномоченным органом, ответственным за предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования постановлением Администрации Ильинского муниципального района от 06.03.2012 № 15 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»
 

    Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
 

            Как установлено судом, К.Н.А. имеет малолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является одинокой матерью.
 

    04 апреля 2013 года К.Н.А. обратилась в управление образования администрации Ильинского муниципального района с заявлением о предоставлении сыну места в МБДОУ детский сад «Золотой петушок», поскольку она работает в г. Перми, ребенок находится с бабушкой ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>, в непосредственной близости от детского сада «Золотой петушок».
 

    После постановки в очередь К.Н.А. обращалась в администрацию Ильинского муниципального района с просьбой предоставления места ребенку в детском саду, ей было отказано по причине отсутствия мест в МБДОУ детский сад «Золотой петушок».
 

            На момент рассмотрения данного спора ФИО2 местом в детском саду не обеспечен, чем нарушаются права ребенка на образование, являющегося одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
 

    Довод ответчика о том, что истцу были предложены путевки для устройства ее сына в ММБДОУ «Детский сад «Росинка», и в Пепеляевский детский сад (структурное подразделение «МБОУ Ильинская СОШ № 1»), однако К.Н.А. от данного предложения отказалась, не может быть учтен судом, поскольку представителем ответчика не представлено доказательств оформления путевки на ребенка.
 

           Телефонограмма, направленная К.Н.А. с предложением услуги по организации дошкольного образования, не свидетельствует о принятии ответчиком мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 возможностью получения дошкольного образования, поскольку данное предложение последовало только после обращения прокурора в суд с исковым заявлением.
 

           Какие-либо меры по обеспечению несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении до обращения с иском в суд, ответчиком не предпринимались, хотя как пояснил представитель ответчика на момент рассмотрения дела в суде имеются свободные места в ММБДОУ «Детский сад «Росинка», и в Пепеляевском детском саду (структурном подразделении «МБОУ Ильинская СОШ № 1»)
 

           Довод представителя ответчика о том, что муниципальные образовательные организации Ильинского муниципального района принимают всех детей, чьи родители принимают решение о получении их ребенком дошкольного образования в образовательной организации, для чего создаются группы кратковременного пребывания, реализующие программы дошкольного образования, без указания услуги по присмотру и уходу за ребенком, не могут быть учтены судом, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об исполнении обязанности перед ФИО2 по обеспечению реализации его права на получение дошкольного образования. Кроме того, орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Поскольку К.Н.А. подано заявление на посещение детского сада на полный день, ей должна быть предоставлена услуга в форме присмотра и ухода за ребенком, а не кратковременного пребывания в целях получения дошкольного образования.
 

            Доказательств того, что ответчиками принимались действенные и достаточные меры по обеспечению права ФИО2 на получение дошкольного образования, суду не представлено.
 

    Поскольку имеет место бездействие администрации Ильинского муниципального района и управления образования администрации Ильинского муниципального района в отношении выполнения ими обязанности по обеспечению возможности получения дошкольного образования в муниципальной дошкольной образовательной организации (учреждении) в отношении ФИО2, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме заявленных требований, а администрация Ильинского муниципального района и управление образования Ильинского муниципального района обязаны обеспечить получение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. дошкольного образования в муниципальной дошкольной образовательной организации.
 

            В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
 

            Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
 

            Суд находит, что сроки для исполнения ответчиком обязанности, указанные прокурором в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, являются разумными и достаточными для надлежащего исполнения ответчиком возложенной на него обязанности.
 

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

            Заявление прокурора Ильинского района удовлетворить.
 

            Признать незаконным бездействие администрации Ильинского муниципального района и Управления образования администрации Ильинского муниципального района при исполнении ими полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, выразившемся в непринятии мер по обеспечению возможности получения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. дошкольного образования в муниципальной дошкольной образовательной организации (учреждении),
 

    Возложить на администрацию Ильинского муниципального района и Управление образования администрации Ильинского муниципального района обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальной образовательной организации (учреждении) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учетом места жительства ребенка в пределах Ильинского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
 

           Судья              И.С. Шляпина