Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Илимпийский районный суд<адрес> в составе
председательствующего судьи Кузиной И.В.,
с участием помощника прокурора ЭР ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» о признании бездействия незаконными, об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением, просит признать незаконным бездействие КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер», выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание диспансера; обязать ответчика обустроить здание диспансера пандусами в течение 6 месяцев, мотивируя тем, что ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, что относится к компетенции органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм в силу ч. 1 ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Бездействия ответчика, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание, нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, уточнив требование, о возложении обязанности обустроить пандусами вход в здание.
Представитель ответчика - КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» ФИО3, исковые требования признала, возражений по иску не имела.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).
В силу ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям - часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001. № 123-ФЗ).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).
Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
* жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;
* административные здания и сооружения;
* объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
* объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
* объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;
* гостиницы, отели, иные места временного проживания;
* физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
* объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;
* объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
* станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
* здания и сооружения связи и информации;
* производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
* тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
* прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием:
* визуальной и звуковой информацией;
* специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов;
* звуковой сигнализацией у светофоров;
* телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
* санитарно-гигиеническими помещениями;
* пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
* пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
* специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
* пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;
* специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;
* специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда (п. 1.7), что также предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № 73, они предназначены для проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
В соответствии с пунктами 3.13, 3.14 раздела 3 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и их каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в здании КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года, фотокопиями.
Представителем ответчика в судебном заседании данный факт не оспаривался.
Таким образом, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски, в данный объект социальной инфраструктуры невозможен в виду отсутствия пандусов.
Согласно свидетельства о праве собственности здание, расположенное по адресу <адрес> «А» принадлежит ответчику на праве оперативного управления.
В силу п. 1.8 Устава КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» учреждение владеет, пользуется имуществом, праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества, которым согласно п. 1.4 от имени<адрес> осуществляет<адрес> и агентство по управлению государственным имуществом<адрес> в пределах своей компетенции.
Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и настоящим уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с п. 1.7 Устава Учреждение вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции..
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» обязано создать условия для беспрепятственного доступа в здание всех граждан, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения, желающих осуществить свои права, тогда как без оборудования пандусов на входе в здание КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» осуществить это невозможно либо затруднительно, однако, никаких действий по осуществлению данных условий не предпринимает и исковое заявление прокурора ЭР является обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах требования прокурора ЭР подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет.
Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер», выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц (инвалидов и малом обильных групп населения) в здание КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер», расположенное по адресу: <адрес> «А».
Обязать КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» обустроить вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> «А», пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с КГБУЗ «Эвенкийский противотуберкулезный диспансер» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в<адрес>вой суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ года) через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кузина И.В.