Дело № 2-443/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    11 сентября 2014 года село Илек
 

    Илекского района
 

    Оренбургской области
 

    Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
 

    председательствующего, судьи Япрынцевой Т.В.,
 

    с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
 

    при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Стрижекозиной Е.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Надежда» ... о понуждении к совершению действий,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с вышеуказанным иском и утверждает, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области ... проведена проверка исполнения законодательства в деятельности МУП «Надежда» в связи с наличием кредиторской задолженности за поставленную электроэнергию, при проведении которой выявлены нарушения, допускаемые данным предприятием при предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению. В результате проверки установлено, что МУП «Надежда» предоставляет жителям п. ... услуги по холодному водоснабжению на основании заключенных с предприятием договоров с потребителями. Однако в нарушение закона «О защите прав потребителей», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, ответчик платежные документы на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению не оформляет, потребителям платежные документы не направляет и не доставляет. Считает, что недоведение ответчиком – МУП «Надежда» до потребителей необходимой и достоверной информации о продавце и товарах является грубым нарушением прав потребителей. Отмечает, что предоставление коммунальных услуг без доведения до потребителей необходимой и достоверной информации о продавце и товарах, без предоставления потребителям на ежемесячной основе платежных документов об оплате за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусмотренными п. 67, 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, является противоправным, посягающим на установленные законом права и законные интересы потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе, нарушает права лиц, проживающих в жилых помещениях, число которых в связи с миграционными процессами постоянно изменяется, в связи с чем его невозможно конкретизировать. Просит признать действия муниципального унитарного предприятия «Надежда», выразившиеся в предоставление коммунальной услуги в виде холодной воды потребителям с нарушением п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 без предоставления потребителям платежных документов, противоправными, обязать ответчика прекратить противоправные действия, нарушающие права потребителей, выразившиеся в предоставление коммунальной услуги в виде холодной воды потребителям с нарушением п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 без предоставления потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению, обязать муниципальное унитарное предприятие «Надежда» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, путем опубликования данного решения в любом печатном издании средств массовой информации, чьи печатные издания распространяются на территории ....
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
 

    Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявления прокурора представитель ответчика МУП «Надежда» ... и третье лицо – представитель администрации муниципального образования ... сельсовет ... в судебное заседание не явились.
 

    Директор МУП «Надежда» ... обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие и высказал свое согласие с иском прокурора Илекского района Оренбургской области.
 

    По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
 

    Суд, выслушав заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Как указано в ч. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.
 

    Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
 

    Под коммунальными ресурсами понимается, в том числе холодная вода, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354).
 

    Из п. 32 вышеуказанных Правил следует, что исполнитель имеет право, в том числе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
 

    Потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 33 указанных Правил).
 

    В силу п. 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
 

    Согласно п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
 

    При этом в п. 69 Правил определены обязательные сведения, которые должны быть отражены в платежных документах, а именно: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
 

    предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п. п. 72 и 75 настоящих Правил; л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
 

    Согласно п. 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению должны устанавливаться Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
 

    Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 года N 454 утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее по тексту Методические рекомендации), разработанные в целях разъяснения порядка заполнения примерной формы платежного документа, предназначенного для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - платежный документ) и примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
 

    В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций примерную форму платежного документа рекомендуется применять для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги - ресурсоснабжающим организациям. Форма платежного документа может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы.
 

    Примерную форму платежного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 Методических рекомендаций).
 

    В силу ч. ч. 1, 2, 2.1. ст. 155 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
 

    Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
 

    2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
 

    Согласно ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный ч. 2 настоящей статьи.
 

    Более того, в соответствии с преамбулой Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3), исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (абз. 5).
 

    Как указано в ч. 1 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
 

    Согласно ч. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Из вышеизложенного следует, что ресурсоснабжающей организацией, которой и является ответчик - МУП «Надежда», должна доводиться до потребителей информация, предусмотренная вышеуказанным п. 69 Правил, при этом должен соблюдаться срок ее предоставления, указанный в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и п. 67 Правил.
 

    Однако судом установлено, что вышеуказанные требования закона ответчиком не выполняются, платежные документы на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению не оформляются, потребителям не направляются и не доставляются. Вместе с тем, предприятие было обязано предоставить потребителям платежные документы об оплате за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусмотренными п. п. 67, 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
 

    Данные обстоятельства подтверждаются: сведениями, предоставленными директором МУП «Надежда» Б.Е.В.; объяснениями директора МУП «Надежда» Б.Е.В.; объяснениями бухгалтера МУП «Надежда» У.А.К.; приходными кассовыми ордерами; договорами на пользование коммунальными услугами.
 

    Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что недоведение ответчиком - МУП «Надежда» ... до потребителей необходимой и достоверной информации о продавце и товарах является нарушением прав потребителей.
 

    Суд соглашается с мнением прокурора Илекского района Оренбургской области, что предоставление коммунальных услуг без доведения до потребителей необходимой и достоверной информации о продавце и товарах, без предоставления потребителям на ежемесячной основе платежных документов об оплате за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусмотренными п. п. 67, 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», является противоправным, посягающим на установленные законом права и законные интересы потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе, нарушает права лиц, проживающих в жилых помещениях, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на защиту прав потребителей.
 

    В связи с изложенным исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение о возложении обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

    Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика – МУП «Надежда», в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет ... рублей и подлежит взысканию в пользу соответствующего бюджет.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. удовлетворить.
 

    Признать действия муниципального унитарного предприятия «Надежда» ..., выразившиеся в предоставление коммунальной услуги в виде холодной воды потребителям с нарушением п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 без предоставления потребителям платежных документов, противоправными.
 

    Обязать муниципальное унитарное предприятие «Надежда» ... прекратить противоправные действия, нарушающие права потребителей, выразившиеся в предоставление коммунальной услуги в виде холодной воды потребителям с нарушением п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 без предоставления потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
 

    Обязать муниципальное унитарное предприятие «Надежда» ... довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, путем опубликования данного решения в любом печатном издании средств массовой информации, чьи печатные издания распространяются на территории ....
 

    Взыскать с МУП «Надежда» ... государственную пошлину в размере ... рублей в доход соответствующего бюджета.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
 

    Председательствующий по делу,
 

    судья Илекского районного суда
 

    Оренбургской области Т.В. Япрынцева
 

    Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2014 года.
 

    Судья
 

    Илекского районного суда
 

    Оренбургской области Т.В. Япрынцева