Дело № 2-718/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    03 октября 2014 года село Кемля
 

    Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.
 

    при секретаре судебного заседания Капитоновой О.А.,
 

    с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Виляева И.В.,
 

    Главы администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, Ивашиной А.В., действующей на основании Устава Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации и противодействии коррупции,
 

установил:
 

    Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации и противодействии коррупции.
 

    В заявлении указано, что проведенной прокуратурой Ичалковского района 17.09.2014 проверкой выявлены нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, допущенные администрацией Резоватовского сельского поселения.
 

    Администрация поселения во исполнение п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ) размещает информацию о своей деятельности на официальном сайте Администрации Ичалковского муниципального района в сети «Интернет» по адресу: www.ichalkirm.ru.
 

    На специально выделенном для администрации Резоватовского сельского поселения разделе указанного сайта отсутствует следующая информация, обязательная для размещения в сети «Интернет»:
 

    - порядок поступления граждан на муниципальную службу;
 

    - квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
 

    Обязанность по размещению этой информации в сети «Интернет» предусмотрена подп. «а», «в», п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 8-ФЗ открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, является одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
 

    В силу п. 1 ст. 8 Закона № 8-ФЗ пользователи информации вправе получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
 

    Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3); комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (п. 5); приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6).
 

    Бездействие ответчика, выразившееся в не размещении вышеперечисленной информации в сети «Интернет», ограничивает права граждан, организаций, общественных объединений и иных лиц, указанных в п. 3 ст. 1 Закона № 8-ФЗ, на получение объективной и достоверной информации о деятельности этого органа местного самоуправления, а также препятствует осуществлению общественного контроля за его работой (п. 6 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции») и реализации упомянутых принципов противодействия коррупции.
 

    Названные выше лица не могут быть индивидуализированы и привлечены в качестве истцов, в связи с чем имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.        
 

    На основании вышеизложенного, прокурор Ичалковского района Республики Мордовия просит признать незаконным бездействие администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не размещении в сети «Интернет» указанной в настоящем заявлении информации.
 

    Возложить на ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Виляев И.В. требования заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем.
 

    В порядке уточнения просил признать незаконным бездействие администрации Резоватовского сельского поселения, выразившееся в отсутствии разработанного и утвержденного перечня информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» и не размещении информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» в том числе информации о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также сведений о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Обязать администрацию Резоватовского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения закона.
 

    Глава Резоватовского сельского поселения Ивашина А.И. доводы заявления признала и суду пояснила, что администрацией поселения утвержден порядок организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Резоватовского сельского поселения, однако перечень информации, подлежащей размещению в сети «Интернет» администрацией поселения не разработан и не утвержден. Сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу и сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы в сети «Интернет» на специально выделенном для администрации Резоватовского сельского поселения на сайте Администрации Ичалковского муниципального района не размещены.
 

    Выслушав объяснения заявителя, Главы Резоватовского сельского поселения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Свой вывод суд обосновывает следующим.
 

    Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
 

    Федеральный закон от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее –Закон №8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
 

    Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
 

    В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
 

    Статьями 13, 14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.
 

    В силу части 7 статьи 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
 

    В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
 

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
 

    Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Резоватовского сельского поселения Ичалковского района Республики Мордовия перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» не разработан и не утвержден. На специально выделенной администрации Резоватовского сельского поселения страничке на сайте Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия информация о деятельности органа местного самоуправления, в частности сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу, о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы не размещены.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
 

    Согласно распоряжению Администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 20.12.2011 года №48 обязанности по предоставлению и получению сведений с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия возложены на специалиста 1 категории администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия _ (л.д.9).
 

    Из сообщения администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия следует, что перечень информации, подлежащей размещению в сети «Интернет» администрацией Резоватовского сельского поселения не утвержден.
 

    Из объяснений ведущего специалиста отдела информатизации и защиты информации администрации Ичалковского муниципального района _ следует, что на официальном сайте администрации Ичалковского муниципального района сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы Резоватовского сельского поселения отсутствует.
 

    Согласно решению Совета депутатов Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 21.02.2014 года №77 утвержден Порядок организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Резоватовского сельского поселения. Сведений об утверждении перечня информации, подлежащей размещению в сети «Интернет» решение не содержит.
 

    В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со статьей 57 ГПК Российской Федерации суд обеспечил сторонам равные условия для собирания и предоставления доказательств.
 

    Заявителем предоставлены доказательства, подтверждающие доводы заявления, представителем органа действия (бездействие) которого обжалуются, доказательств опровергающих заявление прокурора не предоставлено.
 

    На основании изложенного, суд считает необходимым требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить. Обязать администрацию Резоватовского сельского поселения устранить допущенные нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации и противодействии коррупции.
 

    В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
 

    Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
 

    Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258, 321 ГПК Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия выразившееся в отсутствии разработанного и утвержденного перечня информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» и не размещении информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе сведений о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также сведений о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
 

    Обязать администрацию Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» и разместить в сети «Интернет» сведения в соответствии с указанным перечнем, в том числе информацию о порядке поступления граждан на муниципальную службу, а также сведения о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    В окончательной форме решение суда вынесено 03 октября 2014 года.
 

    Пред-ий