Дело № 2-880/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Чернушка 18 сентября 2014 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мень О.А.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика МТУ № 4 МСР ПК ФИО8,
при секретаре Зайцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социального развития Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании отказа незаконным и восстановлении нарушенного права путем предоставления социального обслуживания в виде материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении социальной услуги по уходу за инвалидом, восстановлении нарушенного права путем предоставления социального обслуживания в виде материальной помощи. Иск мотивирован тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> бессрочно и по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МТУ №4 МСР ПК с заявлением о предоставлении услуги по предоставлению помощника по уходу за ней. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению личных дел о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи инвалидам было отказано. В середине мая 2014 года истец получила отказ из МТУ №4 МСР ПК, в связи с тем, что у нее имеются совершеннолетние дети трудоспособного возраста, которые согласно Семейного кодекса РФ обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Истец читает отказ МТУ №4 МСР ПК незаконным по следующим основаниям: в собственности жилого помещения не имеет, в настоящий период времени снимает комнату, проживать детям с ней негде. Имеет двоих детей – дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая проживает в <адрес>, в собственности также жилья не имеет; сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом детства по зрению, проживает в <адрес>. У детей нет возможности содержать ее. Просит признать отказ ответчика незаконным и обязать МТУ №4 МСР ПК предоставить социальное обслуживание, в виде материальной помощи, как инвалиду по состоянию здоровья, нуждающемуся в постоянном постороннем уходе, сроком постоянно.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, дополнительно пояснила, что ее дети являются трудоспособными, но не имеют финансовой возможности ей помогать, в том числе оплачивать услуги помощника, кроме того дочь постоянно проживает в другом регионе.
Представитель ответчика МТУ № 4 МСР ПК ФИО8 в судебном заседании пояснила, что одним из критериев предоставления материальной помощи гражданам является отсутствие трудоспособных близких родственников, у истца имеется двое детей трудоспособного возраста, которые в соответствии с Семейным Кодексом РФ обязаны ее содержать. На момент принятия решения, комиссии не были предоставлены сведения о постоянном проживании дочери истца в другом регионе.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Приказом Министерства социального развития Пермского края от 20.01.2014 № СЭД-33-01-03-11 "О социальном обслуживании в виде материальной помощи" установлено следующее. Социальное обслуживание в виде материальной помощи, предоставляемой в форме денежной выплаты (далее - денежная выплата), оказывается следующим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации: дееспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе супружеским парам, которые частично или полностью утратили возможность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающимся в постоянной посторонней помощи и имеющим в связи с этим право на стационарное социальное обслуживание: не имеющих близких родственников (супруг, дети и родители), обязанных по закону содержать их; имеющих близких родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход в связи с нетрудоспособностью либо проживающих на территории другого субъекта Российской Федерации; гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, в силу которого они не могут понимать значения своих действий и руководить ими, нуждающимся в постоянной посторонней помощи и имеющим в связи с этим право на стационарное социальное обслуживание: не имеющих близких родственников, обязанных по закону содержать их; имеющих близких родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход в связи с нетрудоспособностью либо проживающих на территории другого субъекта Российской Федерации. Основаниями для назначения денежной выплаты являются: письменные заявления помощника (опекуна) и/или патронируемого (подопечного), представленные в межрайонные территориальные управления, территориальные управления Министерства социального развития Пермского края по месту жительства, подтверждающие их согласие на совместное проживание, с приложением необходимых документов, перечень которых определен Министерством; решение комиссии по рассмотрению личных дел о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной посторонней помощи, действующей на основании Приказа Министерства от 17 февраля 2010 г. № СЭД-33-01-01-40 (в ред. Приказа Министерства от 26.04.2011 N СЭД-ЗЗ-01-02-78), о предоставлении патронируемому (подопечному) социального обслуживания в виде материальной помощи. Из искового заявления следует, что ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся в постоянной посторонней помощи. Решением МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи в связи с тем, у истца имеются совершеннолетние дети трудоспособного возраста, которые, согласно положения ст. 87 СК РФ, обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. В свою очередь считают правомерным и обоснованным отказ МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, заслушав пояснения истца ФИО3, представителя ответчика ФИО8, рассмотрев представленные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 195-ФЗ материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства социального развития Пермского края от 20.01.2014 года № СЭД-33-01-03-11 (ред. от 18.04.2014 года) «О социальном обслуживании в виде материальной помощи», основаниями для назначения денежной выплаты являются: письменные заявления помощника (опекуна) и/или патронируемого (подопечного), представленные в межрайонные территориальные управления, территориальные управления Министерства социального развития Пермского края (далее - территориальное управление, Министерство) по месту жительства, подтверждающие их согласие на совместное проживание (далее - заявление), с приложением необходимых документов, перечень которых определен Министерством (далее - личное дело); решение комиссии по рассмотрению личных дел о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной посторонней помощи (далее - комиссия), действующей на основании Приказа Министерства от 17 февраля 2010 г. N СЭД-33-01-01-40 (в ред. Приказа Министерства от 26.04.2011 N СЭД-33-01-02-78), о предоставлении патронируемому (подопечному) социального обслуживания в виде материальной помощи (далее - Решение комиссии). Решение комиссии оформляется протоколом, подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. Протокол комиссии направляется в территориальные управления в течение 3 рабочих дней после дня его подписания; приказ территориального управления о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи.
Согласно п.п.1.1 п.1 Порядка предоставления социального обслуживания в виде материальной помощи, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 20.01.2014 N СЭД-33-01-03-11 (ред. от 18.04.2014) "О социальном обслуживании в виде материальной помощи" социальное обслуживание в виде материальной помощи, предоставляемой в форме денежной выплаты, оказывается следующим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации: дееспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам нуждающимся в постоянной посторонней помощи и имеющим в связи с этим право на стационарное социальное обслуживание: не имеющих близких родственников (супруг, дети и родители) (далее - близкие родственники), обязанных по закону содержать их; имеющих близких родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход в связи с нетрудоспособностью (далее - патронируемые) либо проживающих на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании материалов дела и пояснений сторон суд установил, что согласно справки МСЭ за № ФИО3 является инвалидом второй группы по зрению (л.д. 3).
На основании справки № выданной МБУЗ «Чернушинская центральная районная поликлиника», истцу ФИО3 поставлен диагноз миопия высокой степени OU, осложненная катаракта, ЦВХРД, деструкция стеклянного тела; и установлено, что ФИО3 нуждается в постоянном постороннем уходе. (л.д. 8).
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми ФИО3, указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, суд считает их установленными. ( л.д. 5,23).
Согласно справки МСЭ за № ФИО2 является инвалидом третьей группы. Согласно пояснений истца ФИО9 проживает в<адрес>, является трудоспособным, указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, и суд считает их установленными. (л.д. 6)
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания ФИО10 зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в<адрес>.
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МТУ № 4 МСР ПК с заявлением о предоставлении ей социального обслуживания, в виде материальной помощи, предоставила документы в соответствии с законом об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. (л.д.35)
Пакет документов был сформирован в МТУ №4 СМР ПК и направлен для принятия решения в комиссию, организованную при Министерстве социального развития Пермского края, для принятия решения ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д. 31-74)
Согласно выписки, из решения № от ДД.ММ.ГГГГ года, комиссии Министерства социального развития Пермского края, по рассмотрению личных дел о предоставлении социального обслуживания в виде материальной помощи, ФИО3 отказано в предоставлении социального обслуживания, в виде материальной помощи, в связи с несоответствием требованиям п. 1.1 Порядка приказа от 20.01.2014 N СЭД-33-01-03-11. (л.д.29)
В адрес ФИО3 МТУ №4 МСР ПК направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором отказ в предоставлении материальной помощи мотивирован ссылкой на решение Комиссии и тем, что у истца имеются совершеннолетние дети трудоспособного возраста, которые согласно положения ст. 87 СК РФ, обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Судом, на основании материалов дела и пояснений сторон установлено, что на момент принятия решения, по заявлению истца о предоставлении материальной помощи, ДД.ММ.ГГГГ года, истцом не были предоставлены сведения о проживании ее дочери ФИО10 за пределами<адрес>, а ее сын ФИО9 является нетрудоспособным.
При разрешении заявления истца суд учитывает, что действующим законодательством определены основы социальной поддержки населения.
Суд, исходя из представленных в материалы дела документов, обстоятельств установленные в ходе судебного заседания, считает, что права истца не нарушены и отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого решения Комиссии МСР ПК от ДД.ММ.ГГГГ применительно к положениям ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 195-ФЗ и ст. 87 СК РФ.
Требования истца устранить допущенное нарушение её прав и обязать МТУ №4МСР ПК предоставить социальное обслуживание в виде материальной помощи не подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, поскольку законом и подзаконными актами установлен механизм принятия решений о предоставлении материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО3 к Министерству социального развития Пермского края, Межрайонному территориальному отделу № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании отказа незаконным и восстановлении нарушенного права путем предоставления социального обслуживания в виде материальной помощи, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А. Мень