Дело № 2-230/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2014 г. пос. Ныроб
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
с участием истца ФИО1,
при секретаре Бугеро А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ ОИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о признании права на поучение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на семью из семи человек
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ ОИК-№, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России <данные изъяты>о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» на семью из семи человек.
В иске указывает, что ДД.ММ.ГГГГ, имея намерение оформить государственный жилищный сертификат, она обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ОИК-№ о включении ее и 6 членов семьи в состав участников Подпрограммы. По основаниям, указанным в решении ЖБК ФКУ ОИК-№ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в состав участников подпрограммы сноху ФИО5, зятя ФИО6, внука ФИО2, внучку ФИО7 Свое требование мотивирует тем, что она является нанимателем жилого помещения – <адрес>, расположенной:<адрес>. Указанные лица вселены ей в квартиру по договору социального найма в качестве членов ее семьи и проживают совместно с ней. Их членство в семье ей не оспаривается. Родители несовершеннолетних детей совместно с ней ведут хозяйство. Действуя в своих интересах и интересах своих детей, наряду с другими членами ее семьи, они подписывали обязательство о сдаче жилья. Иного жилья они не имеют. Все взрослые члены семьи заботятся о детях, участвуют в их воспитании. Систематически оказываемая внуку и внучке материальная помощь, является основным источником их существования. Решением ЖБК ФКУ ОИК-№ ограничиваются ее права на получение жилищной субсидии в определенном размере, зависящем от количественного состава семьи.
Истец ФИО1 в судебном заседании свои требования поддержала. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит удовлетворить иск.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ФИО5, ФИО6, действующие в своих интересах и интересах своих детей – ФИО2 и ФИО7 в судебном заседании отсутствовали. О времени и месте его проведения были извещены. Сведений о причинах неявки в суд не предоставили.
Ответчики ФКУ ОИК-№, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России в судебном заседании отсутствовали. О времени и месте его проведения были извещены. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Из письменных возражений всех представителей ответчиков, следует, что право самого истца на участие в Подпрограмме ими не оспаривается. Против иска возражают на том основании, что ФИО5, ФИО6, ФИО2 и ФИО7 являются другими родственниками ФИО1, и в отношении этих лиц необходимо решение суда о признании их членами семьи гражданина-участника Подпрограммы. Кроме того, представители ГУФСИН России и ФСИН России считают, что нанимателем жилого помещения не соблюден порядок вселения указанных лиц в квартиру. Материалами, имеющимися в деле, не подтверждается факт долгосрочного и постоянного совместного проживания перечисленных лиц с истцом. Наличие родства, сам факт оказания ФИО1 помощи семьям своих детей и внукам, не дают основания для признания их членами семьи нанимателя. Полагают, что в рамках рассматриваемого дела имеет место намеренное увеличение численности семьи в целях получения ГЖС на большую сумму. Просят суд отказать в иске.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.
Заслушав и оценив доводы истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, с использованием бюджетных средств и иных, незапрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий для приобретения или строительства жилья.
П.1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» (далее – Постановление от 21 марта 2006 года № 153), установлено, что формой финансовой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы, является приобретение им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на которое удостоверяется ГЖС.
П.16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила) установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты, зависящей от количества членов семьи участника подпрограммы.
В силу требований п.17-а Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признаются постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, проживающие совместно с гражданином – участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи – для граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы сохранены ранее установленные правила выпуска и реализации ГЖС в рамках вновь действующей Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В соответствии с подпунктом «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членом семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним совместное хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Анализ ст.69 Жилищного кодекса РФ показывает, что правовой статус «члена семьи» в отношении родственников, прямо не указанных в законе, устанавливается нанимателем жилого помещения, проживающего в нем по договору социального найма, посредством вселения их в качестве членов семьи. Установление статуса «члена семьи» нанимателя жилого помещения для данной категории лиц в судебном порядке не предусмотрено.
Кроме того, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст.69 и ч.1 ст.70 Жилищного кодекса РФ лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности. С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ) ч.1 ст.70 Жилищного кодекса РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле
Распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 1291-р <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 2065-р, при этом, прежний статус <адрес> сохранился.
ФИО1 проходила службу в ФКУ ОИК-№. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с была уволена по ст.58 п. «б» Положения о службе в ОВД РФ (по достижению предельного возраста). Фактическое проживание ФИО1 на территории <адрес>, подтверждено справкой Начальника ФКУ ОИК-№.
Реализуя право на свободу передвижения и выбор места жительства, сноха ФИО5 и зять ФИО8 выбрали местом жительства квартиру ФИО1, что не противоречит смыслу характера правоотношений сторон по договору найма.
В силу п.2 ст.20 ГК РФ место жительства несовершеннолетних ФИО2 и ФИО7, не достигших возраста 14 лет, производно от места жительства их родителей, соответственно: ФИО3 и ФИО5, ФИО4 и ФИО6 ФИО3 и ФИО4 в квартире матери – ФИО1 были прописаны ранее. Их членство в семье – ответчиками не оспаривается.
ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 были вселены ФИО1 в предоставленное ей жилое помещение - <адрес> расположенную:<адрес>, по договору социального найма в качестве членов ее семьи. Данный факт дополнительно подтверждается совокупностью следующих письменных документов: финансовым лицевым счетом квартиронанимателя ФИО1 (л.д.11 на обороте), выпиской из домовой книги (л.д.12.), справкой о проверке жилищных условий заявителя (л.д.11), справкой администрации МО «Ныробское городское поселение» о семейном положении (составе семьи) – л.д.10 на обороте. Их членство в семье ФИО1 не оспаривается.
У суда нет оснований не доверять предоставленным документам, отвечающим требованиям относимости и допустимости.
Степень родства указанных лиц с ФИО1 ответчиками не оспаривается.
Ведение совместного хозяйства подтверждается пояснениями истца, полученными в порядке ст.55 ГПК РФ.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что знает эту семью достаточно хорошо. Взрослые члены семьи проявляют заботу о внуках. Занимаются их воспитанием. Оказываемая ими материальная помощь, является основным источником существования детей. Семья сообща распоряжается совокупным доходом, принимают решения по наиболее важным вопросам, связанным с ведением хозяйства, имеются общие интересы. Отношения в семье доброжелательные. Чувствуется взаимная забота членов семьи.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 дала пояснения, аналогичные показаниям свидетеля ФИО9
Суд принимает показания свидетелей, подтвердивших факт ведения общего хозяйства, наличие сложившихся устойчивых семейных отношений.
Участие ФИО1 в подпрограмме не меняет правового статуса члена ее семьи по отношению к ней.
В суде не было установлено факта, а ответчиками не предоставлено убедительных, заслуживающих внимания доказательств, злоупотреблением ФИО1 права.
Суд также приходит к убеждению о необоснованности на нормах закона доводов представителей ФКУ ОИК-№, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России, что расчет социальной выплаты может быть осуществлен только в порядке признания ФИО5, ФИО6, ФИО2 и ФИО7 членами семьи заявителя в судебном порядке, применительно к условиям подпрограммы.
Суд принимает решение признать право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, на семью из семи человек, включая истца. <данные изъяты>
Руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, на семью из семи человек:
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
включая истца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края (пос. Ныроб Чердынского района Пермского края) в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий судья А.Г. Набиюллина.