Судья Сангаджиев Д.Б. Дело № 2-396/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 10 октября 2014 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Сангаджиева Д.Б.,
при секретаре Басханджиевой Е.Г.,
с участием прокурора Бадушева А.М.,
представителя органа, чье бездействие обжалуется, Кукинова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия по ненадлежащему исполнению требований законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности по организации надлежащего сбора и вывоза отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены факты неисполнения требований ст.ст.8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» администрацией Троицкого сельского муниципального образования РК (далее по тексту – Троицкое СМО). Администрация Троицкого СМО ненадлежаще проводит работу по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов, о чем свидетельствует неудовлетворительное санитарное состояние территории с.Троицкое Целинного района РК.
В ходе проверки на ул.Энгельса с.Троицкое в непосредственной близости от дома №2 обнаружено скопление твердых бытовых отходов ( использованные пластиковые, стеклянные бутылки и банки, полиэтиленовые пакеты, отходы пищевых продуктов и т.д.). Считает, что деятельность администрации Троицкого СМО по организации сбора и вывоза отходов не соответствует требованиям действующего законодательства, что приводит к загрязнению окружающей природной среды, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Прокурор просит суд признать бездействие администрации Троицкого СМО, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории села незаконным и возложить обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на улице Энгельса с.Троицкое в непосредственной близости от дома №24.
В судебном заседании помощник прокурора Бадушев А.М. поддержал требования по тем же основаниям, настаивая на их удовлетворении.
Представитель администрации Троицкого СМО Кукинов С.А. требования прокурора признал.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч.1 ст.8 ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.13 этого же Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В ст. 7 ФЗ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ от 30 марта 1999г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1.2 Санитарных правил содержания территории населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88), утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988г. № 4690-88 система санитарной очистки и уборки территории должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания, культурно-бытового назначения, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта.
В силу ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение содержится в Уставе Троицкого СМО.
Из акта осмотра, составленного помощником прокурора Бадушевым А.М. 30 сентября 2014г., следует, что в ходе проверки совместно с начальником ТО «Центральный» УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Калмыкия в Целинном районе Джеваковым Е.О. обнаружено скопление твердых бытовых отходов на улице Энгельса с.Троицкое в непосредственной близи от дома №24, разбросаны пластиковые и стеклянные бутылки, сухие ветки, полиэтиленовые пакеты.
Из приложенных к акту фотографий усматривается, что на указанной территории находится несанкционированная свалка бытовых отходов, образованная из пластиковых и стеклянных бутылок, банок, пакетов и бытового мусора.
Суд, исследовав доказательства, приходит к выводу о том, что работа по очистке территории муниципального образования от отходов ведётся ненадлежащим образом, о чем свидетельствует обнаруженная несанкционированная свалка отходов потребления.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Следовательно, администрация Троицкого СМО на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацией Троицкого СМО не исполняются надлежащим образом обязанности по сбору и вывозу отходов производства и потребления, что привело к образованию несанкционированной свалки отходов потребления, обнаруженной в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
Вследствие бездействия администрации Троицкого СМО по выполнению указанных обязанностей нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что на территории поселения образовалась несанкционированная свалка, которая негативно влияет на окружающую среду и может привести к отрицательным последствиям, суд считает необходимым возложить на администрацию Троицкого СМО обязанность по ликвидации несанкционированной свалки путем сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.
Таким образом, суд считает требования прокурора Целинного района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Целинного района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия по ненадлежащему исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии на территории села Троицкое.
Обязать администрацию Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на улице Энгельса села Троицкое, в непосредственной близости от дома №24.
Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд не позднее месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья Д.Б. Сангаджиев