№2-933/2014г.
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с.Буздяк 29 сентября 2014 года
 

    Буздякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сахаутдиновой Г.Т., с участием заместителя прокурора <адрес>ной прокуратуры РБ ФИО5, главного специалиста службы по опеке и попечительству Администрации МР <адрес> РБ ФИО6 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.), при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
 

    по исковому заявлению и.о.прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    И.о.прокурора <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации МР <адрес> РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указывая, что прокуратурой <адрес> РБ по обращению ФИО1 о нарушении жилищных прав проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей. оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья ФИО1 Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложено на органы местного самоуправления. Проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц надлежащим образом не выделяется. В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: РБ <адрес> <адрес> <адрес>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет внеочередного предоставления жилой площади» ФИО1 поставлен на учет на внеочередное получение жилой площади. ФИО1 окончил ГОУ НПО Профессиональное училище № <адрес> РБ и получил диплом о начальном профессиональном образований серии №. Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №№, справке Буздякского территориального участка ГУП «Бюро технической инвентаризации» РБ от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО1 отсутствуют какие-либо права на объекты недвижимого имущества. В настоящее время ФИО1 администрацией муниципального района <адрес> РБ благоустроенным жилым помещением не обеспечен, чем нарушены жилищные права ФИО1, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Администрации МР <адрес> по предоставлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, а также обязать Администрацию МР <адрес> РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещений сроком на 5 лет.
 

    Заместитель прокурора района ФИО5 в судебном заседании уточнил содержание исковых требований, а именно просит обязать Администрацию МР <адрес> РБ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, при этом поясняя, что согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования. На сегодняшний день ФИО9 обучается в указанном учебном заведении, срок окончания обучения 30.06.2017г., последним подано заявление в <адрес> с просьбой предоставить жилье. В части признания незаконным бездействие Администрации МР <адрес> по предоставлению ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отказался, производство по делу в этой части просит прекратить.
 

        В судебном заседании ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, поясняя, что в настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес> отделения, проживает в общежитии колледжа в <адрес>, комн. №№, где обучается в настоящее время на 2 курсе, летом жил в пионерском лагере и работал там, в остальное время проживает в общежитии колледжа, после детдома он обучался ГБПОУ <адрес> машиностроительный колледж, потом отслужил в рядах Российской армии. Полагает, что он как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения должен быть обеспечен вне очереди отдельным благоустроенным жилым помещением.
 

        Представитель Администрации МР <адрес> РБ главный специалист службы по опеке и попечительству Администрации МР <адрес> РБ ФИО6 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) в удовлетворении исковых требований возражений не имела, просила их удовлетворить, поясняя, право на получение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенного жилья, на основании ФЗ-№ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляется детям, которые не имеют на праве собственности другого жилья и не являются нанимателями по договорам социального найма, ФИО9 как лицо из числа детей-сирот включен в список лиц, имеющих право на получение специализированного жилья, закрепленного за ним жилья не имеется.
 

    Заслушав мнения сторон, изучив материалы дела, в том числе, предмет и основания заявленного иска, исследовав все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
 

    Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
 

    В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
 

    Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
 

    В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
 

    Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
 

    Согласно ст.5 Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
 

    В силу п.1. ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
 

    Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Судом установлено, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет статус ребенка-сироты, что и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
 

    Факт рождения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается свидетельством о рождении I-АР № от 16.07.1996г. выданного <адрес> отделом ЗАГС (л.д.23) и справкой о рождении № от 12.07.2011г. выданного руководителем органа ЗАГС (л.д.33), отцом и матерью указаны - ФИО2 и ФИО10
 

    Решением Буздякского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с помещением их в детское учреждение (л.д.25-27, 34-38); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана путевка в ГОУ <адрес> детский <адрес> (л.д.32), где он действительно воспитывался и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., о чем свидетельствуют справки директора ГОУ <адрес> детский <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).
 

    С 01.09.2008г. по 30.06.2011г. ФИО1 обучался в ГБОУ НПО профессиональное училище № <адрес> по профессии ДД.ММ.ГГГГ Станочник (металлообработка), что подтверждается информационным письмом директора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № (л.д.11), 30.06.2011г. ФИО1 выдан диплом о начальном профессиональном образовании серии 02 НПА № по специальности «станочник (металлообработка)» с присвоением квалификации станочник широкого профиля – 3 разряд (л.д.20).
 

    Справка № от 14.02.2014г. директора ГБОУ СПО «<адрес> педагогический колледж» РБ подтверждает о том, что ФИО1 обучатся на 1 курсе по очной форме в <адрес> педколледже, окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46).
 

    Согласно справке ГУП БТИ Буздякского территориального участка Октябрьского филиала № от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомления Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что за ФИО1 15.01.1992г.р., зарегистрированного имущества в <адрес> не значится (л.д.16,18), последний зарегистрирован по адресу: РБ <адрес> отделение, <адрес>, о чем также свидетельствует запись в паспорте серии 80 12 № выданным отделом УФМС России по РБ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (л.д.24).
 

    Из выписки из похозяйственной книги СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ № от 17.04.2013г. следует, что по адресу: <адрес> отделения <адрес> совхоза <адрес> РБ, расположенными на земельном участке мерою 0,0818 га, владеет и пользуется ФИО7(л.д.19).
 

    Постановлением № от 13.05.2013г. главы СП <адрес> сельсовет МР <адрес> РБ ФИО1 включен в список на внеочередное получение жилой площади не ниже установленных социальных норм (л.д.6, 15)
 

    Из информационного письма и.о.главы Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в МР <адрес> РБ (л.д.5), значится в списке на предоставление жилья под № (л.д.9).
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет и до настоящего времени ему, как ребенку-сироте, не предоставлено жилое помещение.
 

    В соответствии с пунктом 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 

    по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
 

    после окончания прохождения военной службы по призыву;
 

    после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
 

    Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
 

    В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
 

         В силу п.п.7 п.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями ( в ред. Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №609-з)
 

    Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
 

    Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
 

    Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию муниципального района <адрес> РБ. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
 

    При этом, Закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
 

    Таким образом, право истца на предоставление ему жилого помещения по основаниям социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовано, суд приходит к обоснованному выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, истцу должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании заключения договора найма специализированного жилого помещения.
 

    В соответствии со ст. ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 удовлетворить.
 

    Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
 

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня провозглашения через Буздякский районный суд Республики Башкортостан.
 

    Судья
 

    Буздякского районного суда РБ: подпись Г.Т.Сахаутдинова
 

    Решение не вступило в законную силу.