Дело № 2-584/2014
 

    Решение вступило в законную силу
 

    «____»_______________2014 года
 

    Судья:_______ А.В. Колесников
 

 

 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

09 октября 2014 года г.Болотное
 

    Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:
 

    председательствующего судьи Колесникова А.В.,
 

    при секретаре судебного заседания Титовой Ю.С.,
 

    с участием истца – Кнюйпис М.О.,
 

    ответчика: представителя администрации Болотнинского района- Сорокина И.Л.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кнюйпис ФИО9 к администрации Болотнинского района Новосибирской области о признании нуждающейся в жилом помещении, включении в список нуждающихся в предоставлении жилья,
 

установил:
 

    Кнюйпис М.О. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии но социальной поддержке.
 

    Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
 

    В силу п. 2 ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса. РФ (в редакции действовавшей до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
 

    Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2013) предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с п.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-03 «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» (в ред. от 01.04.2011) органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым, в частности, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых. Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    Решением: Болотнинского районного суда от. ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО3 лишена родительских прав, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, с декабря 1996 года истец осталась без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Сосновской школе-интернате для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей Департамента образования Кировской области и находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. являлась учащейся ГОУ начального профессионального образования профессиональное училище № <адрес> и также находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Государственном образовательном учреждении: «Учебный центр Управления Федеральной государственной службы занятости населения по <адрес>. После окончания образовательных учреждений в 2006 году жилое помещение не предоставлялось. Во время нахождения в Сосновской школе-интернате для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей Департамента образования <адрес> школа - интернат принимал меры к закреплению за Кнюйпис М.О. жилого помещения, однако администрацией г. Кирова жилье закреплено не было, в список на внеочередное получение жилья Кнюйпис М.О. не включалась. На территории Новосибирской области за ней также не закреплялось жилое помещение.
 

    Как следует из ответа Управления образования администрации г. Кирова от 15.04.1997 №182 распоряжение о закреплении жилого помещения за Кнюйписами ФИО10 не может быть принято, т.к. в г. Кирове у них жилья не было - в квартире отца они не были прописаны.
 

    Органами опеки и попечительства г. Кирова (отделом по охране прав детей) не были приняты меры по закреплению жилья за Кнюйпис М.О., как за несовершеннолетней, хотя местом первичного выявления и утрата родительского попечения была установлена на территории г. Кирова. Кроме этого, мать - ФИО7 находилась в местах лишения свободы, а затем была лишена родительских прав.
 

    Таким образом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные законодательством (право на внеочередное получение жилого помещения) Кнюйпис М.О. в соответствии со статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) не было реализовано.
 

    Ранее до достижения 23-летнего возраста Кнюйпис М.О. органы опеки и попечительства Кировской области, органы опеки и попечительства Болотнинского района не разъясняли, что она имеет право на жилое помещение.
 

    Неоднократно, начиная с 2011 года Кнюйпис М.О. обращалась в администрацию Дивинского сельсовета Болотнинского района НСО, орган опеки и попечительства администрации Болотнинского района по вопросу предоставления жилого помещения, также обращалась в органы опеки и попечительства г.Кирова, в прокуратуру Кировской области. Ей было рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта отсутствия попечения родителей до совершеннолетия и о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

    Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
 

    Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
 

    Следовательно, органы опеки и попечительства Кировской области до достижения Кнюйпис М.О. 23-летнего возраста не приняли должных мер по реализации ее права на обеспечение жилым помещением. Кнюйпис М.О. считает, что она должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений, так как право на внеочередное получение жилого помещения не было Кнюйпис М.О. реализовано в установленном порядке, до 23 лет по вине органов опеки и попечительства, на которые в силу закона возлагалась обязанность по охране ее жилищных прав. ГОУ НПО ПУ № <адрес> принимало меры к обеспечению возможности реализации ее права на жилое помещение путем направления уведомления в администрацию Дивинского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о необходимости обеспечения жилой площадью, так как истица являлась сиротой и выпускницей училища.
 

    27.03.2011 Кнюйпис М.О. самостоятельно обращалась с заявлением в администрацию Дивинского сельсовета с вопросом о предоставлении жилья. Однако жилое помещение за ней не закреплялось. Кнюйпис М.О. статус сироты получила на территории <адрес>.
 

    В соответствии с правовой позицией Верховного суда изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
 

    Согласно справке администрации муниципального образования Дивинского сельсовета истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с 05.12.2007г. по настоящее время. Работает на территории Дивинского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области и желает получить жилье на территории Болотнинского района.
 

    Истица в собственности каких-либо жилых помещений не имеет. Нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является.
 

    Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 действующая) детям-сиротам и детям:, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых, помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством: этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
 

    В силу ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 №331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей; оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
 

    В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители).
 

    Согласно ст. 2 Закон НСО №354-03 отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделён Болотнинский район Новосибирской области.
 

    Согласно Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013, наиболее распространёнными причинами несвоевременной постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учёт нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными, и, как следствие, служащими основаниями для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильём: является ненадлежащее выполнение обязанностей но защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, органом опеки и попечительства.
 

    На основании изложенного Кнюйпис М.О. просит признать ее оставшейся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (признать факт утраты родительского попечения) и нуждающейся в жилом помещении. И поставить на учет для получения жилья.
 

    В судебном заседании истец Кнюйпис М.О. исковые требования полностью поддержала, просила иск удовлетворить.
 

    Ответчик – представитель Администрации Болотнинского района - Сорокин И.Л., с исковыми требованиями согласился в полном объеме.
 

    Заслушав мнение истца, полагавшего о принятии признания иска ответчиком, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска и приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
 

    При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что следует из ч. 3 ст. 173 ГПК РФ.
 

    Суд считает, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, на основании чего приходит к убеждению, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
 

р е ш и л:
 

    Исковые требования Кнюйпис Марии Олеговны – удовлетворить.
 

    Признать Кнюйпис Марию Олеговну подлежащей обеспечению жилым помещением.
 

    Обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области включить Кнюйпис ФИО11 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его вынесения 09 октября 2014 г.
 

Судья А.В. Колесников
 

    Копия верна
 

    Судья А.В. Колесников