Дело № 2-768/2014

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Благовещенск 09 июля 2014 года
 

    Благовещенский районный суд Амурской области в составе
 

    председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
 

    при секретаре Носыревой Т.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыженко Т.П. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Рыженко Т.П. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права Рыженко Т.П., постоянно проживающей в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; включении в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. В обоснование иска указала, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено. В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, а также заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято решение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент объявления режима чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении постоянного проживала она, Рыженко Т.П., собственник данного жилого помещения. При этом, истец не имеет другого жилья пригодного для проживания. В целях получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ Рыженко Т.П. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения по следующим основаниям: акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер> заключение от ДД.ММ.ГГГГ <номер> межведомственной комиссии, не подтверждают, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе – сентябре 2013 года. Считает, что имеет право на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Истец Рыженко Т.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была уведомлена должным образом, обеспечила явку своего представителя.
 

    Представитель истца ФИО в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что Рыженко Т.П. приходится ей матерью, которая с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес>. Дом в результате чрезвычайной ситуации пострадал, вода стояла больше месяца, разорвало фундамент, печь повело, отошли плинтуса, везде стоит сырость и грибок. В акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией при администрации <данные изъяты> сельсовета, указано, что дом пострадал в результате ЧС. В администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения истца обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, так как в ДД.ММ.ГГГГ выявились все повреждения дома.
 

    Представитель ответчика - администрации Благовещенского района Амурской области ФИО 1 в судебном заседании пояснила, что Рыженко Т.П. обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, как собственнику пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. Ввиду того, что в акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, заключение от ДД.ММ.ГГГГ <номер> межведомственной комиссии, не подтверждают, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе – сентябре 2013 года, администрация отказала ей в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения. Поскольку в судебном заседании подтверждено, что дом истцы пострадал в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе – сентябре 2013 года, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
 

    Ответчик - администрация Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области, третьи лица – министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).
 

    В соответствии ч. 1 ст. 2 данного Закона, под поврежденными жилыми помещениями понимаются жилые помещения, в отношении которых принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
 

    В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
 

    4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
 

    Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
 

    Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
 

    1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
 

    2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
 

    3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
 

    Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
 

    1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
 

    2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
 

    3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
 

    4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
 

    5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
 

    6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
 

    Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
 

    Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин – собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
 

    Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
 

    Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
 

    Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
 

    Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
 

    Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
 

    В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
 

    Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
 

    По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
 

    Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
 

    В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
 

    Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
 

    Как установлено судом, Рыженко Т.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер>
 

    Из свидетельства о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рыженко Т.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер>, категории земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>.
 

    Как следует из акта обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, требует проведения капитального ремонта.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Рыженко Т.П. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
 

    ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области Рыженко Т.П. было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта на том основании, что акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, заключение от ДД.ММ.ГГГГ <номер> межведомственной комиссии, не подтверждают, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе – сентябре 2013 года.
 

    Вместе с тем, актом обследования жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, произошедшего 05 августа 2013 года в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией администрации <данные изъяты> сельсовета, установлено, что дом был подтоплен, в подполье жилого дома по адресу: <адрес>, стоит вода, обваливаются внутренние стенки завалинки, плесень на мебели и вещах, затоплен и обваливается погреб.
 

    Согласно копии паспорта на имя Рыженко Т.П., справки администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Рыженко Т.П. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
 

    В ходе судебного разбирательства так же была допрошена свидетель ФИО 2 являющаяся жителем <адрес> и зарегистрированная в <адрес>, которая пояснила, что Рыженко Т.П. ей знакома, она с ДД.ММ.ГГГГ годов постоянно проживает в <адрес>. Ее дом был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, был затоплен пол. Вода ушла из дома, образовалась плесень, полы покоробило, зимой покосилась печка, потрескался фундамент, стены, потолки.
 

    Исследованными судом доказательствами объективно подтверждается факт затопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе- сентябре 2013 года на территории Амурской области.
 

    Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер> за Рыженко Т.П. не зарегистрировано право собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения.
 

    Как следует из информации Комитета по Управлению имуществом МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, с Рыженко Т.П. не заключался договор на безвозмездную передачу жилого дома (квартиры) в собственность граждан.
 

    Из информации МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рыженко Т.П. не имеет в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
 

    Учитывая изложенное, суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств, того, что она постоянно проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, указанное жилое помещение было повреждено в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, иного пригодного для проживания жилого помещения она не имеет, в силу чего требования истца о признании права на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> включение ее в списки граждан – получателей социальной выплаты на капитальный ремонт, подлежат удовлетворению.
 

    Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
 

    Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования Рыженко Т.П. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Натальинского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения – удовлетворить.
 

    Признать Рыженко Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Включить Рыженко Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан – получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
 

    Решение обратить к немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
 

    Председательствующий