Дело № 2-777/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 07 июля 2014 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Носыревой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова Л.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А. , к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Павлова Л.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А., обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права Павловой Л.М., Пащенко И.А. и Пащенко М.А., постоянно проживающих в поврежденном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; включении в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В обоснование иска указали, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, повреждено. В соответствии с актом обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято решение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент объявления режима чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении постоянного проживали они, Павлова Л.М., Пащенко И.А., Пащенко М.А., собственники данного жилого помещения. При этом, истцы не имеют другого жилья пригодного для проживания. В целях получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ Павлова Л.М., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А., обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлениями о предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Однако ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения по следующим основаниям: жилой дом, расположеннный по адресу: <адрес>, пригоден для постоянного проживания. Учитывая, что их семья признана пострадавшей и дом нуждается в капитальном ремонте, считает, что имеют право на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Истица Павлова Л.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Пащенко И.А. и Пащенко М.А., в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что администрация Благовещенского района отказала ей и ее детям в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, так как дом пригоден для проживания. Они вызывали комиссию БТИ, которая провела обследование и пришла к заключению, что износ дома составляет <данные изъяты> В результате ЧС пострадала сантехника в доме, они ее полностью меняли, ремонт у них идет до сих пор. Она <данные изъяты> работала за городом, поэтому не могла вызвать межведомственную комиссию. Она не знала, где нужно было делать акт обследования. Дом пострадал в результате ЧС, а именно фундамент подмыло, они меняли стеклопакеты. У нее имеется <данные изъяты> доли в праве на жильё в <адрес>, там живет ее мать.
Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Павлова Л.М. обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении ей и ее детям мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. Ввиду того, что Павлова Л.М. имеет другое жилье, а также в связи с тем, что в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством, администрация законно и обоснованно отказала им в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.
Ответчик - администрация Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, третьи лица – министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии ч. 1 ст. 2 данного Закона, под поврежденными жилыми помещениями понимаются жилые помещения, в отношении которых принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:
1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;
2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;
4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;
6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).
Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин – собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.
Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.
Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.
Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.
Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).
Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.
В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.
Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
Как установлено судом, на праве общей долевой собственности Павловой Л.М. (доля в праве <данные изъяты>), Пащенко М.А. (доля в праве <данные изъяты> Пащенко И.А. (доля в праве <данные изъяты>), принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ; выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер>
Согласно копии паспорта на имя Павловой Л.М., справок администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Павлова Л.М., Пащенко М.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> Пащенко И.А. зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Павлова Л.М., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А., обратились в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлениями о предоставлении им социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области Павловой Л.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А., было отказано в предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта на том основании, что в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно акта обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением главы Благовещенского района от 29 августа 2013 года № 1920 «О внесении изменений в постановление главы Благовещенского района от 05 марта 2008 года № 278 «О создании межведомственной комиссии и утверждении положения для оценки жилых помещений», было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, никаких повреждений обнаружено не было, комиссия установила факт соответствия жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и приняла заключение о пригодности жилого дома для постоянного проживания.
Из заключения о техническом состоянии объекта по данным технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ, составленного МУП «<данные изъяты>» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, имеет процент износа дома- <данные изъяты> техническое описание конструктивных элементов дома: фундамент бетонный ленточный: увлажнение, трещины, неравномерная осадка, повреждение отмостки; стены: увлажнение, плесень очаговая, выпучивание части стен, повреждение облицовки; полы: повреждения, вздутия, просадки, и установлено, что дом пригоден для постоянного проживания после осуществления капитального ремонта. При этом, в данном заключении не указано, что выявленные повреждения жилого дома были вызваны чрезвычайной ситуаций – наводнением произошедшим на территории Амурской области в августе – сентябре 2013 года.
При этом, в соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
На основании пункта 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Вместе с тем, на момент проведения, на ДД.ММ.ГГГГ, обследования межведомственной комиссией жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, никаких повреждений дома обнаружено не было и было принято заключение о пригодности жилого дома для постоянного проживания.
В ходе судебного разбирательства также была допрошена свидетель ФИО 1 которая пояснила, что проживает в <адрес>, а Павлова Л.М. вместе с детьми постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом доме по <адрес> а, также указала, что не знает, был ли затоплен дом Павловой Л.М. в результате чрезвычайной ситуации
Таким образом, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт повреждения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации- наводнения на территории Амурской области в августе-сентябре 2013 года, также установлено, что отношении данного жилого помещения межведомственной комиссией не принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством, поскольку из представленных доказательств следует, что дом пригоден для постоянного проживания.
При этом суд не принимает во внимание справку администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой семья Павловой Л.М. признана пострадавшей от наводнения в августе 2013 года, поскольку неясно, по каким основаниям они признаны пострадавшими, также данный факт не подтверждает, что дом истцов был поврежден в результате чрезвычайной ситуации и при этом нуждается в проведении капитального ремонта.
Кроме того, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в собственности Павловой Л.М. помимо доли в вышеуказанном жилом доме в <адрес>, имеется так же <данные изъяты> доля в праве собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>.
Доля в праве собственности на данное жилое помещение <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную постановлением Главы администрации Благовещенского района Амурской области от 12 января 2006 года № 05.
Таким образом, на момент возникновения чрезвычайной ситуации – ДД.ММ.ГГГГ, равно как и на сегодняшний день, истица Павлова Л.М. имеет в собственности помимо поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения иное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №<номер> за Пащенко И.А., Пащенко М.А. не зарегистрировано право собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения.
Как следует из информации Комитета по управлению имуществом МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, с Пащенко М.А. не заключался договор на безвозмездную передачу жилого дома (квартиры) в собственность граждан. При этом ДД.ММ.ГГГГ с Павловой Л.М. и Пащенко И.А. был заключен договор на безвозмездную передачу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность граждан. Однако согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ <номер> и <номер>, ДД.ММ.ГГГГ прекращена государственная регистрация права <данные изъяты> собственности Пащенко И.А. и Павловой на указанное жилое помещение по адресу: <адрес>
Из информации МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Павлова Л.М., Пащенко И.А., Пащенко М.А. не имеют в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
Таким образом, учитывая, что в ходе судебного разбирательства ее нашел своего подтверждения факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и в отношении него межведомственной комиссией не принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством; учитывая, что у Павловой Л.М. имеется иное пригодное для проживание жилое помещение, соответствующее учетной норме, а обязательными условиями для возникновения права на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта является постоянное проживание в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, и отсутствие иного пригодного для проживания жилого помещения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Павловой Л.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Павлова Л.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Пащенко И.А. и Пащенко М.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: