Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    10 октября 2014 года с. Новобелокатай
 

    Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:
 

    Председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.,
 

    При секретаре Прохоровой Е.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теплых ФИО9 к администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Теплых В.П. в своем иске просит признать незаконным постановление главы администрации муниципального района Белокатайский район РБ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
 

    Свои требования мотивировал тем, что его мать ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отец ФИО3 оставил его без присмотра, в связи с этим он с 1999 года находился на полном иждивении бабушки ФИО4, которая воспитывала его до своей смерти – до ДД.ММ.ГГГГ года. Является круглой сиротой собственного жилья не имеет, проживает в доме знакомого по адресу: РБ, <адрес>.
 

    Теплых В.П. обратился к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением главы администрации МР Белокатайский район РБ от 10 февраля 2014 года № 314 отказано в постановке на учет и включении в список для получения жилья в связи с достижением истцом предельного возраста. С постановлением не согласен. В настоящее время он на учете на предоставление жилого помещения из категории детей –сирот не состоит, жилое помещение не предоставлялось, своего жилья не имеет.
 

    В судебном заседании истец Теплых В.П. поддержал исковые требования в полном объеме. Также в дополнение суду показал, что в возрасте 10 лет у него умерла мама, он переехал жить к бабушке Теплых М.К. из <адрес> в <адрес>. В 2004 году бабушку назначили его опекуном. Отец не оказывал ни какой помощи, проживал отдельно в Челябинской области, не приезжал. Мать работала дворником и ей предоставили квартиру по адресу : <адрес>. После смерти матери уехал из этой квартиры и ему не известно, что стало с квартирой. Думал, что квартира матери закреплена за ним, узнал, что квартира за ним не закреплена и обратился в администрацию Белокатайского района, чтобы его поставили на учет нуждающихся в жилье. У него нет своего жилья, считает, что его должны были поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как он с 10 лет остался без попечения родителей.
 

    Представитель ответчика - администрации МР Белокатайский район РБ по доверенности Гильманова З.А. судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований в связи с достижением придельного возраста, Теплых обратился за постановкой на учет, когда ему уже исполнилось уже 24 года.
 

    Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    Понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" определено абзацем 3 ст. 1 указанного Федерального закона, как "лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке".
 

    Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ЗАКОНА (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    Часть 1 ст. 8 Закона РБ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от 31.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2013 года отражено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
 

    В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о рождении истца Теплых ФИО9 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отцом является ФИО3, его матерью является ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    По справке Атаршинской сельской администрации МР Белокатайский район РБ Теплых В.П. временно с 11.02.2004 года по 14.06.2013 года проживал по адресу : <адрес>.
 

    Из постановления главы администрации Белокатайского района от 07 октября 2004 года ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опекуном несовершеннолетнего Теплых В.П.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что мать ребенка умерла в 1999 году, отец не заботится о ребенке, мальчик шестой год живет у бабушки, учится в Атаршинской школе.
 

    Согласно свидетельства № 55 о регистрации по месту пребывания Теплых В.П. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: РБ, <адрес> августа 2013 года.
 

    10 февраля 2014 года постановлением администрации МР Белокатайский район № 314 Теплых В.П. было отказано в принятии на учет, и включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма по муниципальному району Белокатайский район, ввиду лишения права пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки, в связи с достижением предельного возраста.
 

    Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в ходе рассмотрения дела истец до настоящего времени жильем не обеспечен, своего жилья в собственности и по договору социального найма не имеет.
 

    Из материалов дела следует, что Теплых В.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ст. 1 Закона), так как отец самоустранился от ребенка, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Проживал после смерти матери с 1999 года с бабушкой, отец не оказывал никакой помощи, данный факт в суде не оспаривается.
 

    В суде установлено, и не оспаривается что Теплых В.П. после окончания учебы в образовательном учреждении и после прекращения опеки (попечительства) жилое помещение по договору социального найма по месту жительства не предоставлено, он в собственности жилых помещений не имеет; проживает в Белокатайском районе РБ с 1999 года..
 

    Также в суде установлено, что жилье, ранее занимаемое истцом при жизни матери в г. Челябинске, органом местного самоуправления за истцом не закреплено, что вытекает из следующего.
 

    Из копии письма начальника Управления социальной защиты населения Ленинского района от 02.11.2005 года усматривается то, что за несовершеннолетним Теплых В.П. согласно постановления главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 11.08.1999 года № 571 -1 было закреплено жилье по адресу : <адрес>.
 

    Судом были направлены запросы по поводу судьбы данной квартиры.
 

    Из ответа на запрос суда начальника Управления социальной защиты населения администрации Ленинского района ( далее по тексту Управление) от 09.09.2014 года усматривается, что согласно журналов первичного учета за период с 1989 года по 2014 год сведения о Теплых В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отделе опеки и попечительства Управления отсутствуют.
 

    Суд учитывает, что при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки суду необходимо проверить наличие (отсутствие) закрепленного за ними жилого помещения.
 

    В суде установлено, что при наличии, якобы, постановления главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 11.08.1999 года № 571 -1 о закреплении жилья по адресу : <адрес> за несовершеннолетним Теплых В.П. ( согласно копии письма Управления от 02.11.2005 года), фактически данное жилье за Теплых не закреплено ( что усматривается из письма Управления от 09.09.2014 года), нет данных, что истец сохранил право пользования им, а также что имеется возможность вселения истца в указанное жилое помещение и проживания в нем.
 

    Суд соглашается с доводами истца и считает, что постановление главы администрации Ленинского района г.Челябинска от 11.08.1999 года № 571 -1 о, якобы, закреплении жилья по адресу : <адрес> за несовершеннолетним Теплых В.П, препятствовал реализации истцу права постановки его на учет в целях получения жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
 

    Суд учитывает, что не обращение истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении было связано с невозможностью такого обращения при наличии, якобы, закрепленного за ним жилого помещения родителей. В суде же установлено, что фактически жилье не было закреплено.
 

    При таких обстоятельствах, суд признает незаконным оспариваемое постановление ответчика и принимает решение обязать ответчика поставить Теплых на учет нуждающихся для получения жилого помещения, предусмотренного законодательством, как лица, относящегося без попечения родителей до 18 лет. Теплых В.П., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей до 18 лет, обратившись с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения в 2014 году, имеет право на постановку на учет на получение жилого помещения по указанному в заявлении основанию, поскольку гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью по отношению к нему государством не исполнена, так как он в несовершеннолетнем возрасте не поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, а жилье ему не было представлено, до настоящего времени он своего жилья не имеет.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
 

РЕШИ Л:
 

    Иск Теплых ФИО9 к администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.
 

    Признать незаконным постановление № 314 от 10 февраля 2014 года главы администрации муниципального района Белокатайский район РБ об отказе в принятии на учет Теплых ФИО9 как нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Обязать администрацию муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан принять и поставить на учет Теплых ФИО9 как нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с момента его обращения с таким заявлением.
 

    На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Белокатайский районный суд.
 

    Председательствующий судья: подпись Нигматуллина Р.Р.
 

    Копия верна: судья Нигматуллина Р.Р.
 

    Секретарь: Прохорова Е.Г.