Дело №2-610(1)/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

10 октября 2014 года рабочий поселок Базарный Карабулак
 

Саратовской области
 

    Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,
 

    при секретаре Логиновой М.Ю.,
 

    с участием истца Жариковой О.В. и ее представителя Давыдовой Л.Е.,
 

    представителя ответчика Митюревой Е.Г. по доверенности от 01 августа 2014 года,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жариковой О.В., Анищенко Н.В. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на переустройство квартиры под индивидуальное газовое отопление и о понуждении выдать такое разрешение,
 

установил:
 

    Жарикова О.В. и Анищенко Н.В. обратились в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что им на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес>. Они обратились к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на установку в квартире индивидуального отопительного газового оборудования, представили необходимые документы. Ответчик отказал им в выдаче разрешения на установку в квартире индивидуального отопительного газового оборудования, сославшись на то, что ими не получено согласие всех собственников квартир в доме на установку индивидуального отопительного газового оборудования. Считают, что они выполнили все требования закона, просят признать незаконным отказ администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в выдаче разрешения на переустройство квартиры под индивидуальное газовое отопление и обязать ответчика выдать такое разрешение.
 

    Истец Анищенко Н.В. извещена о времени и месте судебного заседания, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.
 

    В судебном заседании истец Жарикова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила что, она с детства проживает в данной квартире, в зимнее время в квартире всегда было холодно. Они с сестрой приняли решение произвести переустройство принадлежащей им квартиры путем установки индивидуального газового котла для ее отопления. Собрав необходимый пакет документов, они обратились к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на переустройство квартиры под индивидуальное газовое отопление. В выдаче такого разрешения им было отказано, так как они не представили согласие всех собственников квартир в доме на установку газового оборудования. Жарикова О.В. подтвердила, что действительно, не все жители их дома согласились на переоборудование их квартиры: ФИО1 (квартира № и ФИО2 (квартира №) отказались подписать лист согласования, так как полагают, что установка газового котла угрожает безопасности всего дома. В квартире № никто не проживает, так как хозяйка – ФИО3, умерла, а наследники в наследство еще не вступили. Полагает, что ответчиком нарушаются ее права, как собственника жилого помещения.
 

    Представитель истца Давыдова Л.Е. позицию истца поддержала, указав, что в квартире ФИО1, отказавшейся дать согласие на установку индивидуального газового котла в квартире истца, кроме общей отопительной системы, имеется индивидуальная система отопления. Основанием отказа ФИО1 и ФИО2 послужили не опасения за свою безопасность, а личные неприязненные отношения к истцу.
 

    Представитель ответчика Митюрева Е.Г. с исковыми требованиями не согласилась, считает, что отказ ответчика правомерен, так как истцами не соблюдены требования действующего законодательства.
 

    Третьи лица ФИО1 и ФИО2 извещены о времени и месте судебного заседания, просят о рассмотрении дела в их отсутствие, представили возражения по иску.
 

    Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетеля, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующим выводам.
 

    Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
 

    В соответствии со статьей 25 Жилищного Кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
 

    Статья 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (пункт 1).
 

    Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (пункт 2).
 

    Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (пункт 3).
 

    Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (пункт 4).
 

    В пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены особенности правового режима общего имущества в многоквартирном доме, а именно: собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
 

    Аналогичная положения содержатся в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
 

    Статья 246 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
 

    Таким образом, множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него.
 

    Согласно пункту 3 статьи 36 и пункту 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в то числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.
 

    Анализ вышеперечисленных норм права в их взаимной связи, позволяет сделать вывод о том, что, обращаясь с заявлением о переустройстве жилого помещения, кроме документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует представлять согласие всех участников по пользованию общей долевой собственности многоквартирного дома, в случае, если предполагаемое переустройство жилого помещения невозможно без изменения общего имущества в многоквартирном доме.
 

    В силу статьи 27 Жилищного Кодекса Российской Федерации, отказ органа, уполномоченного принимать решение о согласовании переустройства жилого помещения, может быть признан неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации документы, а произведение переустройства соответствует требованиям законодательства.
 

    Как установлено в судебном заседании, истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес>
 

    Истцы обратились к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на переустройство принадлежащего им жилого помещения (л.д. 9), к которому приложили свидетельства о государственной регистрации прав (л.д. 19-20), проект переустройства (л.д. 11-17), технический паспорт квартиры (л.д. 25-26) и разрешение собственников жилья (л.д. 27).
 

    Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 18 августа 2014 года истца было отказано в выдаче разрешения на переустройство квартиры в связи с отсутствием согласия всех собственников помещений (л.д.10).
 

    Согласно проекту переустройства жилого помещения (л.д.11-17), в квартире истцом предполагается установка безстоякового навесного газового котла.
 

    Истец Жарикова О.В. в судебном заседании пояснила, что она планирует отсоединить имеющиеся в ее квартире чугунные радиаторы отопления от основного стояка и по возможности использовать их в дальнейшем в системе индивидуального отопления. Основной стояк предполагает подключить «напрямую» для сохранения подачи тепла в вышерасположенные квартиры. Планировалась врезка в имеющийся в доме газопровод, однако, данная документация в настоящее время еще не изготовлена. Так как котел она приобрела безстояковый, организация воздухозабора либо вывод продуктов горения через внешнюю стену дома не планировалась. Она обращалась в ЗАО «Коммунальные системы Карабулака» по вопросу согласования установки котла, где ей предоставили право самостоятельно решать данный вопрос, указав, что на балансе в ЗАО «КСК» их дом не находится, и данный вопрос не входит в компетенцию ЗАО. Направили в ее адрес письмо с разъяснениями (л.д.24).
 

    Согласно части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации общим имуществом в многоквартирном доме являются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
 

    Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2 и 3 указанной статьи).
 

    Пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491), устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
 

    Принимая во внимание, что при переустройстве жилого помещения, принадлежащего истцам, предполагалось механическое вмешательство в систему отопления дома, то есть в общее имущество собственников квартир данного дома, для получения разрешения на переустройство требовалось наличие согласия всех участников по пользованию общей долевой собственности дома <адрес>.
 

    Истцами в качестве доказательства согласования вопроса установки индивидуального отопления с собственниками других квартир в жилом доме было представлено разрешение без номера и даты (л.д. 27), согласно которому из 17 лиц, указанных в списке, отсутствуют подписи 3 человек.
 

    Однако, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 135-155), квартиры №, № и № дома <адрес> находятся в общей долевой собственности, а квартира № принадлежит <данные изъяты> Согласие сособственников квартир №, №, № и № а также собственника квартиры № истцами получено не было.
 

    Истец Жарикова О.В. пояснила, что она не имела информации о всех собственниках квартир в доме, полагая достаточным наличие подписей проживающих лиц.
 

    Свидетель ФИО4 показал, что он работает заведующим сектором архитектуры администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области. Летом 2014 года в администрацию обратились Жарикова О.В. и Анищенко Н.В. по вопросу получения разрешения на установку индивидуального газового котла, им был выдан перечень необходимых документов. По результатам рассмотрения заявления истцам было отказано в выдаче разрешения на установку индивидуального отопления, так как истцами не было получено согласие всех собственников квартир дома. Иных претензий к документам не было. При рассмотрении заявления о разрешении переустройства квартиры, администрация руководствуется статьями и 26, и 36 Жилищного кодекса в их совокупности.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, установление совокупность юридических фактов: нарушены ли права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав или свобод или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
 

    Таким образом, администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, отказывая истцам в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения, действовала в рамках предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим жилищным законодательством, так как, не смотря на отсутствие в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о согласовании переустройства жилого помещения, положения указанной статьи необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
 

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
 

решил:
 

    в удовлетворении иска Жариковой О.В., Анищенко Н.В. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на переустройство квартиры под индивидуальное газовое отопление и о понуждении выдать такое разрешение отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 15 октября 2014 года.
 

    Судья                                  И.В.Никулина