Дело № 2-632/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием помощника прокурора Гуляевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 13 октября 2014 г. гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Балейская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий, Министерству здравоохранения Забайкальского края о финансировании,
у с т а н о в и л :
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о здравоохранении в государственном учреждении здравоохранения «Балейская центральная районная больница» (далее - ГУЗ «Балейская ЦРБ» в связи с информацией Управления Росздравнадзора по Забайкальскому краю установлено, что в настоящее время ГУЗ «Балейская ЦРБ» недоукомплектовано медицинским оборудованием, а именно: в инфекционном отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» недостаточно медицинского оборудования по 4 наименованиям: вместо 8 медицинских штативов в наличии имеется 5, вместо 17 облучателей бактерицидных стационарных настенных имеется 14, вместо 2 ингаляторов имеется 1, вместо 6 защитных очков имеется 3. Отсутствуют 1 тележка для перевозки больных, 1 термостат; в ГУЗ «Балейская ЦРБ» недостаточно медицинского оборудования по 4 наименованиям: вместо 7 аппаратов искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких имеется в наличии 5, вместо 12 шприцевых насосов имеется 4, вместо 12 инфузионных насосов имеется 3, вместо 6 насосов для зондового питания имеется 2. Отсутствуют 2 аппарата искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матрац термостабилизирующий, 6 матрацев противопролежневых Д транспортируемый рентгеновский аппарат. Прокурор указывает, что руководством ГУЗ «Балейская ЦРБ» не принимается действенных мер, направленных на укомплектование медицинским оборудованием.
На основании п. 1.4 Устава ГУЗ «Балейская ЦРБ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Забайкальского края осуществляет Министерство здравоохранения и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Прокурор просит обязать ГУЗ «Балейская ЦРБ» в срок до 1 декабря 2014 г. провести мероприятия по укомплектованию медицинским оборудованием, а именно: приобрести медицинские штативы - 3 шт., облучатели бактерицидные стационарные настенные - 3 шт., ингалятор - 1 шт., защитные очки - 3 шт., тележку для перевозки больных - 1 шт., термостат - 1 шт., 2 аппарата искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких, 8 шприцевых насосов, 9 инфузионных насосов, 4 насоса для зондового питания, 2 аппарата искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матрац термостабилизирующий, 6 матрацев противопролежневых, 1 транспортируемый рентгеновский аппарат. Также просит обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края профинансировать проведение указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора Гуляева О.С. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик ГУЗ «Балейская ЦРБ», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает частично.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суд не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд отзыв на исковое заявление прокурора, в котором указывает, что Министерство здравоохранения Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В интересах неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе потребовать совершения управомоченным лицом определенных действий или прекращении бездействия, создающих угрозу нарушению чьих-либо прав.
Юридически значимыми обстоятельствами по таким делам являются установление неправомерности бездействия лица, наличия реальной угрозы правам других лиц или состоявшегося нарушения этих прав и способа устранения нарушения прав или такой угрозы.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно пункту 4 статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в частности, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в инфекционном отделении ГУЗ «Балейская ЦРБ» недостаточно медицинского оборудования по 4 наименованиям: вместо 8 медицинских штативов в наличии имеется 5, вместо 17 облучателей бактерицидных стационарных настенных имеется 14, вместо 2 ингаляторов имеется 1, вместо 6 защитных очков имеется 3. Отсутствует медицинское оборудование: 1 тележка для перевозки больных, 1 термостат, что является нарушением приложения № к Порядку оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2012 г. №. Кроме того, в ГУЗ «Балейская ЦРБ» недостаточно медицинского оборудования по 4 наименованиям: вместо 7 аппаратов искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких имеется в наличии 5, вместо 12 шприцевых насосов имеется 4, вместо 12 инфузионных насосов имеется 3,вместо 6 насосов для зондового питания имеется 2. Отсутствует медицинское оборудование: 2 аппарата искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матрац термостабилизирующий, 6 матрацев противопролежневых Д транспортируемый рентгеновский аппарат, что является нарушением приложения № к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. №
Территориальным органом Росздравнадзора по Забайкальскому краю на основании приказа от 28 августа 2014 г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУЗ «Балейская ЦРБ» в связи с чем вынесено предписание № от 19 сентября 2013 г. о выполнении мероприятий по устранению выявленных нарушений в срок до 19 марта 2014 г.
Согласно акту проверки от 30 мая 2014 г. на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю от 5 мая 2014 г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУЗ «Балейская ЦРБ» с целью контроля выполнения указанного выше предписания. Согласно представленной информации ГУЗ «Балейская ЦРБ» нарушения указанные в предписании № от 19 сентября 2013 г. не устранены.
В результате этого постановлением № по делу об административном правонарушении от 10 июня 2014 г. заместителем руководителя, начальником отдела организации контроля обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю главный врач ГУЗ «Балейская ЦРБ» С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере десяти рублей. Данное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 21 июня 2014 г.
Из информационного письма ГУЗ «Балейская ЦРБ» следует, что приобретение оборудования, а именно: медицинских штативов - 3 шт., облучателей бактерицидные стационарные настенные - 3 шт., ингалятора - 1 шт., защитных очков - 3 шт., тележки для перевозки больных - 1 шт., термостата - 1 шт., 2 аппаратов искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких, 8 шприцевых насосов, 9 инфузионных насосов, 4 насосов для зондового питания, 2 аппаратов искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матраца термостабилизирующий, 6 матрацев противопролежневых, 1 транспортируемого рентгеновского аппарата, не осуществлялось ввиду отсутствия финансовых средств и кредиторской задолженности ГУЗ «Балейская ЦРБ».
Поскольку не выполнением требований федерального законодательства существенным образом нарушаются права и законные интересы граждан - жителей Балейского района на качественное и доступное оказание медицинской помощи, суд считает необходимым исковые требования прокурора к ГУЗ «Балейская ЦРБ» удовлетворить.
На основании пункта 1.4. Устава ГУЗ «Балейская ЦРБ» функции учредителя и собственника учреждения от имени Забайкальского края осуществляет Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 4.53 Перечня краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, утверждённого Постановлением Правительства Забайкальского края от 6 октября 2009 года №, на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена координация и регулирование деятельности ГУЗ «Балейская ЦРБ».
Следовательно, обязанность по финансированию мероприятий по устранению ГУЗ «Балейская ЦРБ» нарушений законодательства о здравоохранении необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении ответчиков ГУЗ «Балейская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
С ГУЗ «Балейская ЦРБ» подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере <данные изъяты> руб. Однако, учитывая финансовое положение учреждения, поскольку больница является бюджетным учреждением, имеющим кредиторскую задолженность, суд считает возможным на основании ст. 333.20 НК РФ снизить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Поэтому Министерство здравоохранения Забайкальского края от уплаты государственной пошлины следует освободить.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ГУЗ «Балейская ЦРБ» в срок до 1 декабря 2014 г. приобрести медицинские штативы - 3 шт., облучатели бактерицидные стационарные настенные - 3 шт., ингалятор - 1 шт., защитные очки - 3 шт., тележку для перевозки больных - 1 шт., термостат - 1 шт., 2 аппарата искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких, 8 шприцевых насосов, 9 инфузионных насосов, 4 насоса для зондового питания, 2 аппарата искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матрац термостабилизирующий, 6 матрацев противопролежневых, 1 транспортируемый рентгеновский аппарат.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Балейская ЦРБ» для приобретения медицинских штативов - 3 шт., облучателей бактерицидные стационарные настенные - 3 шт., ингаляторов - 1 шт., защитных очков - 3 шт., тележки для перевозки больных - 1 шт., термостата - 1 шт., 2 аппаратов искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких, 8 шприцевых насосов, 9 инфузионных насосов, 4 насосов для зондового питания, 2 аппаратов искусственной вентиляции легких транспортных (CMY, SIMV, СРАР), 1 матраца термостабилизирующего, 6 матрацев противопролежневых, 1 транспортируемого рентгеновского аппарата.
Взыскать с ГУЗ «Балейская ЦРБ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Бирюкова