12-27/2014
 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
 

    02 октября 2014 г.          с. Азово
 

    Судья Азовского районного суда Омской области Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., рассмотрев материалы дела по жалобе комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на постановление о наложении административного взыскания от 08.09.2014 г.,
 

                 у с т а н о в и л :
 

    25 августа 2014 года проведена внеплановая проверка требований пожарной безопасности в здании, эксплуатирующимся комитетом по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
 

    08 сентября 2014 года постановлением главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору комитет по образованию привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20. 4 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
 

    В своей жалобе комитет по образованию просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что здание ему не принадлежит и данное обстоятельство не позволяет проводить ремонтные работы, также отсутствуют денежные средства на проведение расчета пожарного риска.
 

    В судебном заседании представитель комитета по образованию настаивает на отмене постановления по изложенным в жалобе доводам.
 

    Представитель ГУ МЧС России по Омской области возражает против удовлетворения жалобы.
 

    Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
 

    25.08.2014 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что в здании, эксплуатирующимся комитетом по образованию, не выполнены требования предписания, а именно:
 

    - в нарушение требований табл. 4, 5, п. 6.30, п. 6.27, 6.31 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.4.2, п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», ч. 3, 4 ст. 4, ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» высота ступени со второго этажа на путях эвакуации (лестничном марше) более 22 см (фактически 28 см); лестница здания, являющаяся путем эвакуации со второго этажа не имеет ширины, чтобы с учетом ее геометрии по ней можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком; ширина лестничной площадки менее ширины марши лестницы (ширина площадки 80 см, ширина лестничного марша 1 м), марши и площадка лестничной клетки в нежилом двухэтажном здании не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R15. Согласно табл. 6.5 СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» для здания высотой не более 9 м, общей площадью пожарного отсека при 2-х- этажах должна составлять не более 1400 кв.м. Высота здания составляет 8,9 м, площадь здания 178 кв.м. Тем самым, минимальная степень огнестойкости здания должна составлять не менее IV с классом конструктивной пожарной опасности СО. Деревянные марши и площадки лестниц в лестничных клетках не могут относиться к классу конструктивной пожарной опасности С0 и классу пожарной опасности строительных конструкций К0.
 

    В силу ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
 

    Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    В соответствии со ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом, должностные лица пожарного надзора при осуществлении задач надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в не рабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
 

    С учетом ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
 

    В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
 

    Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
 

    1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
 

    2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
 

    Как установлено в судебном заседании административное здание комитета по образованию является объектом массового пребывания граждан, в том числе, работников комитета. Данное помещение является собственностью фонда «Азово».
 

    По договору от 15.02.2013 г. фонд «Азово» передал комитету по образованию нежилое двухэтажное здание, расположенное в с. Азово, ул. 1 Мая, 6, во временное безвозмездное пользование и владение. Пунктом 2.2 договора на комитет по образованию возложено соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение за свой счет предписания, постановления и иного законного требования должностных лиц пожарной охраны, а также осуществление мер по соблюдению и обеспечению требований пожарной безопасности, содержанию в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности, несению ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, допущенные по их вине.
 

    Поскольку ответственность по пожарной безопасности согласно договору возложена на комитет по образованию, то требования об их устранении верно возложена на деликвента.
 

    Доводы о том, что для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходима реконструкция здания, а, следовательно, и согласие фонда «Азово», который возможно будет возражать, неубедительны, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что комитет по образованию обращался в фонд «Азово» с данным предложением. Кроме того, представитель комитета по образованию не отрицает, что ранее производилась реконструкция здания по увеличению ее площади и фонд «Азово» не возражал против проведения такого рода работ.
 

    Кроме того, как следует из представленного письма ГУ МЧС России по Омской области, допускается законом не выполнять отдельные положения нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, по ширине лестничных маршей и эвакуационных выходов при условии проведения расчетов пожарного риска.
 

    Однако, комитетом по образованию не произведен указанный выше расчет со ссылкой на отсутствие финансирования, в то время как отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности.
 

    Также несостоятельна ссылка на то, что комитет по образованию дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же нарушения, поскольку в силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
 

    Учитывая, что с момента ранее назначенного наказания истек годичный срок, то комитет по образованию считается привлеченным к административной ответственности впервые.
 

    Устранение указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.
 

    Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
 

    Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
 

    Оценив представленные доказательства, судья находит вину комитета по образованию в совершении административного правонарушения доказанной, действия юридического лица верно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
 

    Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, принимая во внимание, что допущенные нарушения Правил пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, главный государственный инспектор Азовского района по пожнадзору правильно назначил наказание в виде административного штрафа.
 

    Однако, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
 

    Согласно Положению о комитете по образованию учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, целью деятельности которой является предоставление общедоступного и бесплатного образования.
 

    Исходя из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, судья полагает, что при определении размера административного штрафа следовало учитывать имущественное и финансовое положение комитета по образованию, не являющейся коммерческой организацией, и применить аналогию права, касающуюся назначения наказания ниже низшего предела, определив размер штрафа - 50 000 руб.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
 

    р е ш и л :
 

    Постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору от 08.09.2014 г. о привлечении к административной ответственности комитета по образованию изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения.
 

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение 10 дней.
 

    Судья           Н.А. Иордан