<данные изъяты>                                        Дело № 2-533/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    15 сентября 2014 года город Аткарск
 

    Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,
 

    при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарске 15 сентября 2014 года гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании Общественной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
 

установил:
 

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в Аткарский городской суд Саратовской области с иском о признании Саратовской региональной общественной организации по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Исковые требования обоснованы Управлением Министерства юстиции тем, что Саратовская региональная общественная организация по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» зарегистрирована Министерством Юстиции Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № на основании решения о государственной регистрации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, учетный № №. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации: <адрес>, руководитель ФИО1. Организационно-правовая форма Организации – общественная организация. На основании статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) в 2014 году, распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой документарной проверки в отношении Саратовской региональной общественной организации по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям в отношении Организации. Документарная проверка Организации проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации. В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии со ст. 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц, в соответствии с чем, Законом не допускается функционирование общественного объединения, состоящего из одного физического лица. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ года. Представленному в Управление руководителем организации, в организации на период проверки имеется один член, что, по мнению истца, не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона, общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании - представлять отчет по форме ОН 0003, установленной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», - в сроки, установленные п.п. «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», в соответствии с которым указанные документы общественное объединение обязано представлять в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган ежегодно, не позднее 15 апреля, следующего за отчетным годом. Истец указывает, что Организация нарушила вышеуказанные нормы закона, поскольку не представила ежегодные сведения о продолжении своей деятельности за 2013 год и по настоящее время, не представила в уполномоченный орган информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2013 год до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Таким образом, организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные абз. 4 и абз. 8 ч.1 ст.29 Закона. На момент подачи искового заявления, информация об устранении Организацией нарушений требований статьи 29 Закона в Управление не поступала и в учетном деле Организации отсутствует. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, Управление принимает решение о государственной регистрации, в том числе, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений. Просит признать Саратовскую региональную общественную организацию по поддержке предпринимательства «Деловой центр «Дискавери» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении Саратовской региональной общественной организации по поддержке предпринимательства «Деловой центр «Дискавери» из Единого государственного реестра юридических лиц.
 

    В судебное заседание представитель истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    При таком положении неявка представителя истца не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на нормах части 5 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области.
 

    В судебное заседание представитель третьего лица – Управления ФНС России по Саратовской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
 

    При таком положении неявка представителя третьего лица не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на нормах части 5 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - ФНС России по Саратовской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    В судебное заседание представитель третьего лица – Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
 

    При таком положении неявка представителя третьего лица не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на нормах части 5 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области.
 

    В судебное заседание представитель ответчика - Саратовской региональной общественной организации по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» не явился, извещен надлежащим образом.
 

    При таком положении неявка представителя ответчика не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на нормах части 4 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика - Саратовской региональной общественной организации по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>».
 

    Изучив исковое заявление, исследовав посредством оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), общественное объединение ежегодно обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
 

    Согласно пункта 77 Положения «Об управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской федерации», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 года, Управление, в том числе, обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
 

    В соответствии со статье 3 Федерального закона от 19.05.95 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
 

    В силу статьи 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
 

    Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
 

    На основании статьи 7 указанного Федерального закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
 

    В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано:
 

    соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
 

    ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
 

    ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
 

    представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
 

    допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
 

    оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
 

    информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
 

    Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
 

    Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 8 части 1 указанной статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Согласно статье 18 упомянутого Закона правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
 

    Статьей 21 Закона от 19.05.95 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ), т.е. в редакции, действовавшей на момент создания Региональной общественной организации – ответчика, было установлено, что решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его создания.
 

    Как следует из искового заявления и материалов дела, ответчик – Саратовская региональная общественная организация по поддержке предпринимательства «Деловой центр Дискавери» зарегистрирован ГУ Минюста РФ по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером №, под учетным номером № (л.д.11).
 

    Регистрация общественного объединения произведена в соответствии с распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12).
 

    Свидетельство о государственной регистрации общественного объединения Саратовская региональная общественная организация по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» выдано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
 

    Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, в отношении ответчика назначено проведение проверки, о которой ответчик был уведомлен, ему было предложено представить в Управление к дате начала проверки – ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы (л.д.23-26), свидетельствующие о деятельности организации.
 

    Однако, согласно сообщению СРООПП «<данные изъяты>» от 17.06.2014 года, штатных сотрудников в организации нет, членов в организации не имеется, для реализации мероприятий, в которых организация заинтересована, наличие статуса общественной организации, как юридического лица, необходимости не имеется.
 

    Кроме того, из сообщения усматривается, что в течение последних четырех лет уставная деятельность фактически не ведется (л.д.22).
 

    Помимо указанного, установлено, что с 2013 года организация не предоставляет сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2013 год до 15 апреля года, следующего за отчетным.
 

    Таким образом, ответчиком не представлялись в регистрирующий орган в установленный срок сведения, предусмотренные абз. 4 и 8 статьи 29 Закона от 19.05.95 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
 

    Согласно пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
 

    Поскольку в судебном заседании установлено, что организация – ответчик уставную деятельность не осуществляет, заявление о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, удовлетворить.
 

    Признать Саратовскую региональную общественную организацию по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
 

    Исключить Саратовскую региональную общественную организацию по поддержке предпринимательства «<данные изъяты>» из Единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
 

 

    Председательствующий судья: М.В.Толкунова
 

    Мотивированное решение составлено 22 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий судья: М.В.Толкунова