Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-91/2014
с. Армизонское 04 августа 2014 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Рахимовой Л.А.,
с участием заместителя прокурора Армизонского района Гуммер В.И.,
при секретаре Азнабаевой А.Б.,
с участием представителя ответчика – Главы администрации Армизонского сельского поселения Баянова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Армизонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Армизонского сельского поселения об обязании организовать вывоз отходов с земельных участков прилегающих к территориям кладбищ, оборудовать территории кладбищ площадками мусоросборников с твердым покрытием, мусорными контейнерами, произвести обваловку территории кладбищ, разделение территории на функциональные зоны,
у с т а н о в и л:
Прокурор Армизонского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Армизонского сельского поселения об обязании организовать вывоз отходов с земельного участка прилегающего к территории кладбища вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты>, оборудовать его площадкой для мусоросборников с твердым покрытием, мусорным контейнером, произвести обваловку территории кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, а также о погребении и похоронном деле. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ст. 39 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно положений ч.1 ст.25 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее ФЗ №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 17 ФЗ №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 84 (далее - Правила) установлено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 2.7. Правил устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть в том числе: обваловку территории; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
Пунктом 6.6. Правил установлено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. В соответствии с п. 6.7. Правил площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Расположенное на территории <адрес> сельского поселения
<адрес> кладбище вблизи <адрес>, площадкой для мусоросборников с твердым покрытием, мусорным контейнером не оборудовано, обваловка территории кладбища отсутствует, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) не произведено, прилегающая территория кладбища захламлена бытовыми отходами и мусором.
В судебном заседании заместитель прокурора Армизонского района Тюменской области Гуммер В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Армизонского сельского поселения Баянов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично и указал, что очистка территории кладбища от отходов и мусора ими почти полностью произведена, в случае удовлетворения иска, решение суда по мере возможности и финансирования будет исполнено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст.14 ФЗ). Указанные положения продублированы в пп.23 п.1 ст.6 Устава Муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> (л.д. 12-45).
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Ссылка представителя ответчика на то, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора осуществляется ими по контейнерной или бестарной системе, что предусмотрено п. 4.8.2 Правил благоустройства территории <адрес> сельского поселения, утвержденных решением Думы <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ г., не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В силу п.1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории <адрес> сельского поселения не принималось, о чем подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.
Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11установлено, что на участках кладбищ необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории Армизонского сельского поселения Армизонского муниципального района, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> вблизи <адрес> расположено кладбище, которое не имеет ограждения, площадки мусоросборников с твердым покрытием, а также мусорные контейнеры отсутствуют, отсутствует обваловка территории кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) не произведено, имеется захламление прилегающей территории отходами и мусором, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Отсутствие на указанном кладбище, расположенном на территории <адрес> сельского поселения огражденной и с твердым покрытием площадки для мусоросборников с подъездом к нему и урн для сбора мусора является нарушением п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится и администрация <адрес> сельского поселения, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Невыполнение администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, что наделяет прокурора правом обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, вынося решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает объем допущенных нарушений, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования в части обязания произвести обваловку территории кладбища вблизи <адрес>, а также разделения его территории на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру), суд считает не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) и т.д.
Поскольку кладбище вблизи <адрес> на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района является действующим длительное время, устройство его сложилось также в период времени до рассмотрения настоящего спора, что прокурором в судебном заседании не оспаривается, требования указанного пункта Санитарных правил к нему не применимо.
Доказательств исполнения исковых требований в части организации вывоза отходов с земельных участков, прилегающих к территории кладбища вблизи д.Яровое до принятия решения по существу, о которых заявлено в судебном заседании, ответчиком не представлены.
Ссылка представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности исполнения решения суда не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 12, 45, 56, 195-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора Армизонского района Тюменской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Армизонского сельского поселения Армизонского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать кладбище вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты> площадкой для мусоросборников с твердым покрытием и урнами для сбора мусора, очистить и организовать вывоз отходов с земельных участков, прилегающих к территории кладбища.
Исковые требования в остальной части – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Рахимова