Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

 

Дело № 2-92/2014
 

    с. Армизонское                              04 августа 2014 года
 

        Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
 

    председательствующего федерального судьи Рахимовой Л.А.,
 

    с участием заместителя прокурора Армизонского района Гуммер В.И.,
 

    при секретаре Азнабаевой А.Б.,
 

    с участием представителя ответчика – Главы админстрации Прохоровского сельского поселения Немкова П.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Армизонского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прохоровского сельского поселения об обязании организовать вывоз отходов с земельных участков прилегающих к территориям кладбищ, оборудовать территории кладбищ площадками мусоросборников с твердым покрытием, мусорными контейнерами, произвести обваловку территории кладбищ, разделение территории на функциональные зоны,
 

у с т а н о в и л:
 

    Прокурор Армизонского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Прохоровского сельского поселения об обязании организовать вывоз отходов с земельных участков прилегающих к территории кладбищ вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты>, а также <адрес>, координаты <данные изъяты>, оборудовать их, а также кладбище вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты>, площадками мусоросборников с твердым покрытием, мусорными контейнерами, произвести обваловку территории кладбищ, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории ФИО1 сельского поселения <адрес> муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ года выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, а также о погребении и похоронном деле. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ст. 39 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
 

    Согласно положений ч.1 ст.25 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее ФЗ №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
 

    Частью 1 ст. 17 ФЗ №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
 

    В соответствии с п. 1.2. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 84 (далее - Правила) установлено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
 

    Согласно п. 2.7. Правил устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть в том числе: обваловку территории; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
 

    Пунктом 6.6. Правил установлено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. В соответствии с п. 6.7. Правил площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
 

    Расположенные на территории ФИО1 сельского поселения
<адрес> кладбища вблизи д. <адрес> и <адрес>, площадками мусоросборников с твердым покрытием, мусорными контейнерами не оборудованы, обваловка территорий кладбищ отсутствует, разделение территории кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) не произведено, прилегающая территория кладбищ захламлена бытовыми отходами и мусором.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Армизонского района Тюменской области Гуммер В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
 

    Представитель ответчика - администрации Прохоровского сельского поселения Немков П.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично и указал, что очистка территории кладбищ от отходов и мусора ими произведена, в случае удовлетворения иска, решение суда по мере возможности и финансирования будет ими исполнено.
 

    Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст.14 ФЗ). Указанные положения продублированы в пп.23 п.1 ст.6 Устава Муниципального образования ФИО1 сельского поселения <адрес> (л.д. 13-48).
 

    В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
 

    Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
 

    В силу п.1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
 

    Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
 

    Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
 

    Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории ФИО1 сельского поселения не принималось, о чем подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.
 

    Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11установлено, что на участках кладбищ необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
 

    Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории ФИО1 сельского поселения <адрес> муниципального района, в ходе которой установлено, что на территории ФИО1 сельского поселения <адрес> вблизи <адрес> расположено кладбище, которое имеет ограждение, площадки мусоросборников с твердым покрытием, а также мусорные контейнеры отсутствуют, отсутствует обваловка территории кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) не произведено, по периметру ограждения имеется захламление прилегающей территории отходами и мусором; на территории ФИО1 сельского поселения имеется кладбище вблизи <адрес>, которое ограждением и обваловкой не оборудовано, также отсутствует разделение кладбища на функциональные зоны, по периметру имеется захламление прилегающей территории отходами и мусором, мусоросборники с твердым покрытием, а также мусорные контейнеры отсутствуют; территория кладбища вблизи <адрес> ограждением не оборудована, имеется обваловка территории, отсутствует разделение на функциональные зоны, мусоросборники с твердым покрытием, а также мусорные контейнеры отсутствуют, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
 

    Отсутствие на указанных кладбищах, расположенных на территории ФИО1 сельского поселения огражденных и с твердым покрытием площадок для мусоросборников с подъездами к ним и урн для сбора мусора является нарушением п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится и ФИО1 сельского поселения, в связи с чем, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
 

    Невыполнение Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, что наделяет прокурора правом обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
 

    Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, вынося решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
 

    Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает объем допущенных нарушений, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Исковые требования в части обязания произвести обваловку территорий кладбищ вблизи <адрес> и <адрес>, а также разделения территорий этих кладбищ, а также кладбища вблизи <адрес>, на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру), суд считает не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
 

    Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища) и т.д.
 

    Поскольку кладбища вблизи <адрес> и <адрес> на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района являются действующими длительное время, устройство их сложилось также в период времени до рассмотрения настоящего спора, что прокурором в судебном заседании не оспаривается, требования указанного пункта Санитарных правил к ним не применимо.
 

    Кроме того, исковые требования в части организации вывоза отходов с земельных участков, прилегающих к территориям кладбищ вблизи <адрес> и <адрес>, ответчиком исполнены до принятия решения по существу, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Ссылка представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности исполнения решения суда не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 12, 45, 56, 195-198, 206 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковое заявление Прокурора Армизонского района Тюменской области удовлетворить частично.
 

    Обязать администрацию Прохоровского сельского поселения Армизонского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать кладбище вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты>, кладбище вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты> и кладбище вблизи <адрес>, координаты <данные изъяты> площадками для мусоросборников с твердым покрытием и урнами для сбора мусора.
 

    Исковые требования в остальной части – оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
 

    Председательствующий                         Л.А. Рахимова