Решение по административному делу

Дело № 4-180/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

о назначении административного наказания
 

16 октября 2014 года г. Мезень Архангельскойобласти
 

    Мировой судья судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Мезень, пр. Советский, д.70-а, А.А. Буравенков, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации муниципального образования «Мезенский район», основной государственный регистрационный номер <НОМЕР>, юридический адрес: 164750, <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Согласно материалам дела, юридическое лицо - администрация муниципального образования «Мезенский район» /далее по тексту - администрация МО «Мезенский район»/, расположенное по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, <ДАТА2> допустило совершение административного правонарушения, заключающегося в невыполнении администрацией обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
 

    При рассмотрении дела законный представитель юридического лица администрации МО «Мезенский район» <ФИО1> и защитник <ФИО2> с данными, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласились, указали, что на момент проведения проверки документы уполномоченному должностному лицу <ФИО3> в полном объеме не были представлены, в настоящее время мероприятия, указанные в качестве нарушений, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера ведутся, с учетом тяжелого имущественного и финансового положения юридического лица просили назначить наказание в виде административного штрафа ниже минимального размера санкции.
 

    Выслушав законного представителя юридического лица администрации МО «Мезенский район» <ФИО1>, защитника <ФИО4>, изучив и исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, юридические лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    Как установлено в судебном заседании, Отделом государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области на основании распоряжения от 12 августа 2014 года №36 в администрации МО «Мезенский район», расположенной по адресу: Архангельская область, г. <АДРЕС>, пр. <АДРЕС> проводилась проверка соблюдения установленных требований законодательства в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С указанным распоряжением, полученным администрацией 21 августа 2014 года, в котором указано на необходимость представления документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, был проинформирован глава администрации МО «Мезенский район» <ФИО5> 23 сентября 2014 года (л.д. 9-12).
 

    По результатам проведения проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 25 сентября 2014 года в 17 часов 25 минут в администрации МО «Мезенский район» было выявлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года №794, Положения о Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года №1340, Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года №547, Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку…, утвержденного Приказом МЧС России от 19.01.2004 года №19, Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 24.04.2013 года №284, Приказа МЧС России от 25.10.2004 года №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 01.03.1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 года №1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России №442, Мининформсвязи России №90, Минкультуры России №376 от 25.07.2006 года: 1) Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Мезенский район» (далее - КЧС), изданное 25.07.2003 года требует переработки. Не определен порядок принятия решений и компетенция комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Мезенский район». 2) «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МО «Мезенский район», разработанный в 2008 году требует переработки, корректировки, уточнения данных в соответствии с законодательством и согласования в установленном порядке. 3) Постановление главы МО «Мезенский район» «О подготовке и содержании в готовности сил и средств для защиты населения муниципального образования «Мезенский район» от чрезвычайных ситуаций» от 08.08.2006 года №155 требует переработки и уточнения. Не определены состав и структура сил постоянной готовности. 4) Заблаговременно не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 5) Не издан нормативный документ, определяющий порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 6) Не проводится подготовка работников администрации МО «Мезенский район» к действиям в чрезвычайных ситуациях (не проводятся занятия с работниками по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, руководитель организации, уполномоченные работники, не прошли повышение квалификации (проводится не реже одного раза в 5 лет); не проводят самостоятельную работу по подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций). Не прошли переподготовку или повышение квалификации уполномоченные работники следующих категорий: председатель комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности других организаций; члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций; руководитель структурного подразделения (работники) организации, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; специалисты структурного подразделения организации, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; руководитель и специалисты дежурно-диспетчерской службы организации (объекта). В организации не проводятся учения и тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 7) «Паспорт безопасности территории муниципального образования «Мезенский район» требует переработки, корректировки, уточнения данных в соответствии с законодательством и согласованием в установленном порядке. 8) Не создана или не поддерживается в постоянной готовности муниципальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Местная система оповещения технически и программно не сопряжена с системами других уровней (федерального, межрегионального, регионального, муниципального уровня). 9) Не проводятся комплексные и командно-штабные учения с периодичностью 1 раз в 3 года в области защиты от ЧС.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 25 сентября 2014 года, с которыми были ознакомлены и.о. главы администрации МО «Мезенский район» <ФИО6> и консультант отдела по делам ГО, ЧС и мобилизационной работе <ФИО7>, возражений от последних по акту проверки и существу выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, на момент проверки не поступило.    <ФИО6> при составлении протокола об административном правонарушении возражений также не представила (л.д. 4-8, 13-16).
 

    В судебном заседании установлено, что планы и другие документы, указанные в качестве нарушений в протоколе, не представленные при проведении проверки, также отсутствуют, либо не соответствуют предъявляемых к ним требованиям, и на момент рассмотрения дела, что свидетельствует о невыполнении должным образом и предусмотренных законодательством, указанных в протоколе норм, обязанностей администрации МО «Мезенский район» в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
 

    Само по себе распоряжение и проводимые мероприятия по контролю, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оформлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями закона, не требующего выявления административного правонарушения лишь по окончании срока проверки, а, наоборот, в момент, когда они были выявлены, что не противоречит ст.ст.14, 28 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Пунктом 23 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защита населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
 

    Анализ действующего законодательства свидетельствует, что соблюдение требований законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций относится к компетенции и администрации МО «Мезенский район».
 

    Оценивая в совокупности доказательства, установленные при рассмотрении данного дела, мировой судья квалифицирует совершенное юридическим лицом администрацией МО «Мезенский район» административное правонарушение, как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, предусмотренное ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
 

    Ответственность за совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 

    В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», мировой судья, в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, признает принятие мер, направленных на устранение нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
 

    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», мировой судья, в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, не усматривает.
 

    С учетом характера правонарушения, совершенного юридическим лицом администрацией «Мезенский район», обстоятельств его совершения, данных о его имущественном и финансовом положении, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и в тоже время наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность юридического лица администрации МО «Мезенский район», принимая во внимание требования, предусмотренные ст.ст.1.2, 2.10, 3.1, 3.5 и 4.1-4.3 КоАП РФ, а также то, что совершенное администрацией МО «Мезенский район» административное правонарушение направлено против обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, при этом несоблюдение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может привести к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, а, поэтому, при указанных обстоятельствах и в целях предупреждения совершения в будущем аналогичных правонарушений не может являться малозначительным, нахожу необходимым применить юридическому лицу администрации МО «Мезенский район» административное наказание в виде административного штрафа.
 

    Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 года №4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.
 

    Как следует из представленных в судебном заседании законным представителем юридического лица <ФИО1> документов дефицит бюджета муниципального района составляет 29933703 рубля 84 копейки.
 

    В связи с этим, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, что составляет 100000 рублей, мировой судья, считает чрезвычайно суровым, который может привести к нарушению прав других граждан, в том числе, невыполнению социальных программ, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 года №4-П, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения администрации МО «Мезенский район» административного штрафа в размере 30000 рублей.
 

    Руководствуясь ст.ст.20.6 ч.1, 23.1, 29.5-29.11 КоАП РФ, мировой судья    
 

П О С Т А Н О В И Л:
 

    Юридическое лицо администрацию муниципального образования «Мезенский район» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
 

    Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: ИНН 2901129780, КПП 290101001, получатель - УФК по Архангельской области (Главное управление МЧС России по Архангельской области), р/с 40101810500000010003 в Отделении Архангельска, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, КБК 17711609000016000140. Предупредитьюридическое лицо администрацию МО «Мезенский район», в лице главы <ФИО5>, что указанный административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Копия документа об уплате назначенного штрафа в указанный срок должна быть направлена в судебный участок для сведения. В виду невозможности уплаты штрафа вследствие тяжелого финансового и имущественного положения, подтвержденного соответствующими документами, юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, как указано выше, может ходатайствовать перед мировым судьей о предоставлении срока отсрочки или рассрочки исполнения данного постановления в силу ст.31.5 КоАП РФ. В противном случае, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, будет принято решение о привлечении юридического лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии непосредственно в Лешуконский районный суд Архангельской области или через мирового судью судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области. Мировой судья А.А.Буравенков