Дело № 2-1831/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2014 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Кононенко Е.В.,
с участием прокурора Олиферова М.В., представителя ответчика Колмыковой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Солянника БВ к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в интересах Солянника Б.В. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации города Зеи о предоставлении Соляннику Б.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма, не ниже установленной в г.Зея нормы предоставления (28 кв.м), отвечающее санитарным нормам и техническим нормам, в черте города Зеи. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании заявления Солянника Б.В. от <Дата обезличена> администрацией города Зеи он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Солянник Б.В. в собственности жилье не имеет, а поэтому имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма. По состоянию на 06 августа 2014 года администрацией города Зеи жилое помещение Соляннику Б.В. не представлено, следовательно, не исполнена обязанность, установленная нормами Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник прокурора Олиферов М.В. на удовлетворении иска настаивает, с учетом внесения изменений в п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», касающихся нормы предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, просит обязать администрацию города Зеи предоставить Соляннику Б.В. жилое помещение в городе Зее, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м, по договору найма специализированных жилых помещений. Пояснил, что постоянным местом жительства Солянника Б.В. является г.Зея, где он зарегистрирован на момент обращения в суд с данным иском.
Истец Солянник Б.В. в судебное заседание не явился, уведомлен о дне и времени слушания дела надлежащим образом.
Представитель ответчика – администрации города Зея Колмыкова М.Г. с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что на основании постановления администрации г. Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Солянник Б.В. был поставлен на регистрационный учёт для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Согласно ст.1, 52 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 министерство образования и науки Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий. Постановлением Правительства Амурской области от 02 декабря 2013 г. № 598 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 08.04.2013 № 144» в Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений внесены изменения. Министерство образования и науки области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - субвенция), у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Министерство строительства и архитектуры области является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета в целях их передачи в собственность муниципальных образований области для предоставления детям-сиротам. Статьей 51 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Таким образом, законодательство дает право муниципальным образованиям нести расходы из местного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот, но не возлагает обязанность приобретения жилья за счет средств местного бюджета формируемого из муниципального жилищного фонда, для дальнейшего предоставления детям-сиротам. Кроме того, Устав города Зеи решение данного вопроса не предусматривает. В связи с чем, просит суд привлечь в качестве соответчика министерство образования и науки Амурской области, с целью выделения денежных средств для обеспечения жилым помещением Солянника Б.В. Таким образом, у администрации города Зеи на сегодняшний день отсутствуют жилые помещения, формируемые за счет местного бюджета, для предоставления данной категории граждан. Кроме того, статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, а в данном случае для предоставления детям-сиротам необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений. На основании вышеизложенного, считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Солянник Б.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Постановлением главы администрации г.Зеи от <Дата обезличена> несовершеннолетний Солянник Б.В., <Дата обезличена> года рождения, поставлен на учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия, в связи с тем, что оба родителя мальчика умерли, собственного жилья родители не имели, над ребенком установлена опека.
Согласно уведомлениям Зейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, в собственности Солянника Б.В. недвижимое имущество не значится.
Согласно данным паспорта Солянника Б.В., в период с <Дата обезличена> по настоящее время Солянник Б.В. зарегистрирован в <адрес>. Указанные сведения подтверждаются также справкой КУМИ г.Зеи от <Дата обезличена>, из которой также следует, что по указанному адресу зарегистрировано еще 2 человека.
Проживание в указанный период на территории города Зеи также подтверждается справкой МОАУ СОШ <Номер обезличен> <адрес> об обучении Солянника Б.В. в <данные изъяты> учебном году в 11 классе МОАУ СОШ <Номер обезличен> <адрес>.
По окончанию учебного заведения Соляннику Б.В. выдан аттестат, представленный истцом в материалы дела. <Дата обезличена> Солянник Б.В. обратился к главе администрации г. Зеи с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Солянник Б.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, в настоящее время постоянно проживает в г.Зея, не имеет закрепленного жилого помещения и обладает правом на получение жилого помещения.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним, названный Федеральный закон, относит детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (абз.3 ст.1).
Как установлено выше, Солянник Б.В. не владеет на праве собственности жилым помещением. Ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма или специализированного жилого помещения предоставлено не было. Данный факт подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Как установлено судом до настоящего времени жилое помещение Соляннику Б.В. не предоставлено, несмотря на достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, требование прокурора Зейского района о предоставлении Соляннику Б.В. жилого помещения в г.Зея является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод ответчика о необходимости привлечения в качестве соответчика по делу министерства образования и науки Амурской области суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно органы местного самоуправления, к коим относится администрация города Зея, как орган местного самоуправления муниципального района, наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.
В соответствии с требованиями ст.5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
При этом право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования.
То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, а также отсутствие у органа местного самоуправления в жилищном фонде свободного жилья не освобождает администрацию г.Зея от исполнения обязанности по предоставлению жилья и не может служить основанием для ограничения прав лиц рассматриваемой категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.4).
Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, Соляннику Б.В. должно быть предоставлено жилое помещение в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счет местного бюджета, для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.
Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди. Кроме того, судом установлено, что Соляннику Б.В. уже на протяжении длительного времени после принятия на учёт жилое помещение не предоставлено, в связи с этим, срок для исполнения решения суда не может быть установлен.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района в интересах Солянника БВ удовлетворить.
Обязать Администрацию города Зеи предоставить Соляннику БВ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 28 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий С.Н.Куприянова