Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2014 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Киселевой Е.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Заиграевского района РБ Красиковой О.П., представителя ответчика – администрации МО СП «Илькинское» Луговой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Илькинское» о ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заиграевского района РБ, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать администрацию МО СП «Илькинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных: 1. <адрес>;
2. <адрес>, в обоснование иска указывая следующее: в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления на территории поселения установлено, что ответчиком не приняты меры, направленные на ликвидацию указанных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, расположенных в границах поселения.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечений благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 19 статьи 2 Устава МО СП «Илькинское» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 данного Закона дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания – это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Статьей 2 Закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений, а также создание условий для массового отдыха жителей сельского поселения и организацию обустройства мест массового отдыха населения осуществляют органы местного самоуправления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, несанкционированные свалки, образовавшиеся на территории МО СП «Илькинское» до настоящего времени не ликвидированы, их антисанитарное состояние отрицательным образом сказывается не только на здоровье человека, но и на окружающую среду, флору и фауну.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Заиграевского района Красикова О.П., действующая на основании доверенности, требования иска и доводы в его обоснование поддержала в полном объеме, при этом уточнив требования в части срока исполнения, просила установить срок для ликвидации свалок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика - администрации МО СП «Илькинское» Луговая О.Н. исковые требования признала, суду пояснила, что к указанному сроку несанкционированные свалки будут ликвидированы.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд с согласия представителей сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанной службы.
Суд, выслушав стороны, обсудив доводы иска и исследовав представленные материалы, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно справке экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленной государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы Ц. и старшим помощником прокурора Заиграевского района РБ К. в ходе выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлены указанные в иске несанкционированные свалки отходов производства и потребления, в подтверждение чего представлена фототаблица.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде предусмотрено статьей Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года закреплен принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ.
Образованные несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, стихийное размещение бытовых отходов может повлечь негативные последствия на здоровье населения села, животных, почвы земли в виде возникновения инфекционных заболеваний, ухудшения плодородия земли и иные, в связи с чем ликвидация стихийно образованных свалок необходима.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ суд освобождает ответчика от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Илькинское» о ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Илькинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, образованных по адресу:
1. <адрес>;
2. <адрес>.
Освободить ответчика муниципальное образование сельского поселения «Илькинское» в соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины в доход муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке через Заиграевский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья А.С. Янданова
Верно председательствующий судья /А.С. Янданова/