№ 2-361/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    25 сентября 2014 года с. Якшур-Бодья УР
 

    Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
 

    Судьи Шкляевой Е.В. единолично,
 

    при секретаре Николаевой И.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав,
 

у с т а н о в и л:
 

    И. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> УР (далее по тексту – Управление) о восстановлении пенсионных прав.
 

    Требования мотивированы тем, что 24 апреля 2014 года истица обратилась за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как медицинский работник, отработавший в учреждениях здравоохранения сельской местности не менее 25 лет. Управление вынесло решение № 04-72/14 от 06.05.2014 г. об отказе в назначении пенсии, которое истец считает незаконным.
 

    Периоды работы истицы подлежат зачету в стаж работы с учетом Закона РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ», Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», а также с учетом того, что Республиканский детский санаторий «<данные изъяты>» является детским санаторием с психоневрологическим профилем. С учетом всех периодов работы, а также периода нахождения в отпусках по беременности и родам, который должен быть зачтены в льготном исчислении до 01.11.1999 г. как период работы в сельской местности, у нее было достаточно стажа работы в сельской местности для назначения пенсии - 26 лет 6 месяцев 2 дня, состоящего из следующих периодов:
 

    1) 11 лет 10 месяцев 29 дней – стажа, зачтенного ответчиком;
 

    2) с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. - периода нахождения в отпуске по беременности и рода, подлежащего включению в стаж в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца;
 

    3) с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г. (14 лет 5 месяцев 24 дня) - периода работы в санатории с психоневрологическим профилем.
 

    На основании изложенного истец просила суд признать незаконным решение Управления № 04-72/14 от 6 мая 2014 г. об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, обязать Управление досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения у нее права на пенсию, а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.
 

    Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности К. в ходе рассмотрения дела, уточнив исковые требования, просила с учетом законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года – Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года, и действующего на момент обращения истца за назначением пенсии ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», а также с учетом того, что республиканский детский санаторий «<данные изъяты>» является детским санаторием с психоневрологическим профилем, зачесть в стаж работы И., дающий ей право на назначение досрочной пенсии, следующие периоды:
 

    - с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. – период нахождения в отпуске по беременности и родам, подлежащий включению в стаж в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца;
 

    - с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г. – период работы в санатории с психоневрологическим профилем, и с учетом указанных периодов назначить И. досрочную пенсию с момента возникновения права на пенсию.
 

    Истец И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.
 

    Представитель истца К. в судебном заседании поддержала уточненные требования И., ссылаясь на доводы, изложенные в иске. По мнению представителя истца, с учетом применения законодательства, действующего в спорные периоды, на день обращения за назначением пенсии И. выработала необходимый 25-летний специальный стаж, и с этого дня у нее возникло право на назначение досрочной пенсии право на пенсию.
 

    Период нахождения И. в отпуске по беременности и родам с 3 января 1997 года по 8 июня 1997 года, включенный ответчиком в календарном размере, представитель истца просила включить в льготном исчислении, поскольку в этот период И. работала медсестрой в учреждении здравоохранении в сельской местности и дополнительно подлежит зачету за указанный период 1 месяц 9 дней.
 

    Уточнив ранее заявленные исковые требования, представитель истца в судебном заседании пояснила, что период работы И. медсестрой в детском санатории «<данные изъяты> с 01 ноября 1999 года по 24 апреля 2014 года подлежит зачету в календарном исчислении как работа в должности среднего медперсонала в санатории с психоневрологическим профилем, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет ( с 11.10.2011 г. по 01.04.2013 г. – 1 год 5 месяцев 21 день), и составляет 13 лет 3 дня.
 

    Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> УР Р., действующий на основании доверенности № 1 от 9 января 2014 года, исковые требования И. не признал по следующим основаниям.
 

    Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения определяется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Нормой указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
 

    Разделом «Наименование учреждений» указанного Списка предусмотрены санатории конкретного профиля, в том числе детские:
 

    - для лечения туберкулеза всех форм;
 

    - для больных с последствиями полиомиелита;
 

    - для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
 

    - для больных ревматизмом;
 

    - психоневрологические.
 

    Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
 

    Детский санаторий «<данные изъяты>» согласно Уставу является санаторием смешанного типа.
 

    Период работы с 01.11.1999 года по 24.04.2014 г., когда истица работала медицинской сестрой в детском санатории «<данные изъяты>», не подлежит зачету в специальный стаж работы, так как профиль данного учреждения не соответствует Списку № 781.
 

    Период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. должен исчисляться в календарном исчислении.
 

    В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
 

    В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом Правилами установлено, что периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке. Льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы.
 

    Период отпуска по беременности и родам не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, поскольку в этот период сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, т.е. отсутствует факт работы в должности и в учреждении. Такая же норма содержится в Списках № 464, где прямо указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
 

    В связи с изложенным ответчик просит отказать в иске.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее - ФЗ № 173) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
 

    Пунктом 2 этой же нормы закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002 г. № 781.), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29.10.2002 г. № 781.).
 

    С 8 августа 1989 года истец И. работает в должности медсестры детского санатория «<данные изъяты>» (в настоящее время именуемого бюджетное учреждение здравоохранения УР «<данные изъяты>» МЗ УР).
 

    24 апреля 2014 года она обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности не менее 25 лет.
 

    Решением Управления № 04-72/14 от 6 мая 2014 года И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
 

    В специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, Управлением зачтены следующие периоды ее работы:
 

    - с 08.08.1989 г. по 02.01.1997 г. – с учетом льготного исчисления 1 год как 1 год 3 месяца;
 

    - с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. – период нахождения в отпуске по беременности и родам календарно.
 

    Отказано в зачете в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г. медсестрой в РДС «<данные изъяты>».
 

    Согласно решению на момент обращения И. за досрочным назначением пенсии (24 апреля 2014 года) ее специальный трудовой стаж составил 11 лет 10 месяцев 29 дней.
 

    Оспаривая решение, истец просит включить в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. нахождения ее в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца в должности среднего медперсонала учреждения здравоохранения сельской местности.
 

    Изучив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
 

    В соответствии с п.19 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
 

    По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, которым были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
 

    В соответствии с п. 3 указанного постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. (постановление № 464).
 

    Пунктом 2 постановления № 464 устанавливалось, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа при исчислении сроков выслуги лет засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе.
 

    В период с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. И., работая медсестрой РДС «<данные изъяты>», расположенном в <адрес> УР, находилась в отпуске по беременности и родам, что не оспаривается ответчиком. Указанный период пенсионным органом засчитан в льготный стаж истца в календарном исчислении.
 

    В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года (далее Правила от 11.07.2002 г. № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
 

    Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определяемом п.37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6, листок нетрудоспособности.
 

    Исходя из того, что в период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам ей выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, указанный отпуск ей был предоставлен в период ее работы медсестрой учреждения здравоохранения в сельской местности, данный период подлежит включению в сроки осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении, предусмотренном п.2 постановления № 464.
 

    Итого, за указанный период с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. дополнительно подлежит зачету 1 месяц 9 дней, всего указанный период составил 6 месяцев 15 дней.
 

    Исковые требования И. о включении в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы медсестрой в РДС «<данные изъяты>» после 1 ноября 1999 года суд также считает подлежащими удовлетворению.
 

            Доводы ответчика, отказавшего в зачете в специальный стаж истицы указанного периода, основаны на том, что санаторий «<данные изъяты>» является санаторием смешанного типа, профиль данного учреждения не соответствует Списку № 781.
 

    Суд считает данные доводы ответчика несостоятельными по следующим основаниям.
 

    В силу п.3 Правил от 29.10.2002 г. № 781, периоды работы в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей» Списка, включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных разделом «Наименование учреждений» Списка.
 

    В п.21 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781 перечислены санатории, в том числе, детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю, в том числе, психоневрологические.
 

    Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, действовавшим до 01.01.2002 г., также в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены санатории, в том числе психоневрологические, работа в которых в соответствующих должностях дает право на пенсию по выслуге лет.
 

    В соответствии с Уставом ГУЗ РДС «<данные изъяты>» МЗ УР от 1994 г. (с изм. от 2001 г.), от 2006 г. (с изм. и доп. от 2007 г., 2008 г., 2009 г.), Уставом его правопреемника - БУЗ УР «РДС «<данные изъяты>» МЗ УР от 2011 г. указанное Учреждение создано, в том числе, в целях осуществления лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий, предназначенных для детей с поражением центральной нервной системы (с органическим поражением ЦНС), с нарушением психики.
 

    Из штатных расписаний детского санатория «<данные изъяты>» следует, что в его составе имеется неврологическое отделение с наличием в штате, в том числе среднего медицинского персонала, состоящего из медицинской сестры палатной, медицинской сестры по массажу, инструктора по лечебной физкультуре.
 

    Согласно справке детского санатория «<данные изъяты>» в данном санатории с 2007 по 2013 г.г. включительно осуществлялось лечение детей, в т.ч. с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Данное обстоятельство подтверждается также объяснительными записками к годовому отчету детского санатория «<данные изъяты>» за 2007-2013 г.г.
 

    Кроме того, имеющиеся в материалах дела лицензии, выданные республиканскому детскому санаторию «<данные изъяты>», указывают на осуществление им медицинской деятельности, в том числе по неврологии.
 

    В связи с изложенным, суд считает достоверно установленным наличие в юридически значимый период с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г. многопрофильного лечения в республиканском детском санатории <данные изъяты>», и одним из профилей санатория является психоневрологический. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что работа истца в спорный период в должности, предусмотренной в разделе «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 г. № 781, в детском санатории «<данные изъяты>», являющемся многопрофильным лечебным учреждением, в котором лечение осуществляется, в том числе по психоневрологическому профилю, предусмотренному в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781, дает право на назначение досрочной пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
 

    Таким образом, период работы И. с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г., за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет (с 11.10.2011 г. по 01.04.2013 г. – 1 год 5 месяцев 21 день), в должности медсестры в детском санатории «<данные изъяты> подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Данный период составляет 13 лет и 3 дня.
 

    С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что ко дню обращения И. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости (24 апреля 2014 года) ее стаж лечебной деятельности в учреждении здравоохранения в сельской местности составил 25 лет 11 дней, что является основанием для назначения и выплаты ей с указанного времени досрочной трудовой пенсии по старости.
 

        В соответствии со ст.ст. 98,100 ГПК РФ суд, удовлетворяя в полном объеме уточненные исковые требования И., считает необходимым взыскать в ее пользу с ответчика понесенные судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, в виде расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оформлению нотариальной доверенности, расходов на оплату услуг представителя. Оснований для уменьшения расходов на оплату услуг представителя суд не усматривает, полагая, что они заявлены в разумных пределах.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    Исковые требования И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить в полном объеме.
 

    Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> УР № 04-72/14 от 6 мая 2014 года об отказе в назначении И. досрочной трудовой пенсии по старости.
 

    Включить в трудовой стаж И., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, дополнительно за период нахождения в отпуске по беременности и родам с 03.01.1997 г. по 08.06.1997 г. один месяц 9 дней; период работы медицинской сестрой в республиканском детском санатории «<данные изъяты>» с 01.11.1999 г. по 24.04.2014 г. календарно как 13 лет 3 дня.
 

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> УР назначить И. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа не менее 25 лет, с момента обращения, то есть с 24 апреля 2014 года.
 

    Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> УР в пользу И. расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2014 года.
 

    Судья Е.В. Шкляева