Дело № 2-409/2014
 

                                             Р Е Ш Е Н И Е
 

                               Именем Российской Федерации
 

    с. Яковлевка                                   11 июля 2014 г.
 

    Яковлевский районный суд Приморского края
 

    в составе: председательствующего судьи Бондаренко В.Ф.,
 

    при секретаре Потаповой Е.В.,
 

    с участием истца Шульца А.Л.,
 

    представителя ответчика Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району начальника Отдела Рудых Т.В.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульца А.Л. к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому муниципальному району о назначении досрочной трудовой пенсии,
 

                                                    УСТАНОВИЛ:
 

    Шульц А.Л. обратился в Яковлевский районный суд с иском к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району о назначении досрочной трудовой пенсии, указав, в обоснование своих доводов, чтоДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Отдела Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району вынесла решение № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы. При исчислении его стажа пенсионным органом не был включен в стаж педагогической деятельности период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает. С подобным выводом ОПФ РФ он не согласен. В период, когда он проходил службу в Советской Армии, правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. С учетом бесспорного периода <данные изъяты> дней его специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии составляет <данные изъяты> дней, что достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

          В судебном заседании Шульц А.Л. на иске настоял по изложенным в нем доводам, показал, что его однокурсники, которые вместе с ним закончили училище и оказались в подобной ситуации, в г.Находке по решению суда уже получают пенсию.
 

          Представитель ответчика Рудых Т.В., в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
 

          В письменных возражениях, ответчик указал, что ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края (далее - Отдел), ознакомившись с исковым заявлением Шульц А.Л., по существу дела и заявленным требованиям может пояснить следующее.В соответствии с Конституцией РФ основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон №173-Ф3 от 17.12.2001 г.). В соответствии со статьей 1 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. и правила исчисления периодов работы. При исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002 г. согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно за период работы до 01.11.1999г. - применялся Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №. 463); за периоды работы после 01.11.1999 г. - применяется Список должностей работа, в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067). С учетом вышеизложенного, в отношении спорного периода службы в составе Вооруженных Сил СССР (по призыву) в возражение исковых требований истца, Отдел ПФР поясняет следующее: в отношении периода службы в составе ВС СССР (на основании военного билета НВ № № от ДД.ММ.ГГГГ года) с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты> <данные изъяты> в календарном исчислении) истец применяет п.п. «г» п.1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в котором указывается, что в специальный педагогический стаж засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ. Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Согласно п.4 названного Положения время работы (в данном случае — служба в составе ВС СССР) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Из смысла правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ по жалобе Спесивцева (определение от 05.11.2002 года №320-О), вытекает, что в тех случаях, когда гражданин не выработал по условиям и нормам ранее действовавшего законодательства необходимого общего трудового стажа, т.е. имеет его в недостаточном количестве, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией. Согласно Постановлению Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 вышеназванное Положение утрачивает силу с 01.10.1993 года, следовательно, 2/3 (<данные изъяты> стажа у истца должно быть выработано на ДД.ММ.ГГГГ года, а у истца данное условие не выполнялось, что не позволяет применять нормы указанного постановления. Пенсионным фондом РФ при решении вопроса о включении периодов в соответствии с теми или иными нормативными актами в стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в педагогических учреждениях и должностях, указанный нормативный акт Постановление № 1397 от 17.12.1959 г. не применяется, так как до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 781 действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, в котором на правоотношения до его вступления в силу — до 01.11.1999 г. следует применять Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, а Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. применять нет оснований, так как ни в одном из названных нормативных актах такого указания не содержится. Основанием к такому применению норм права является Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, пункт 3.3 которого гласит «Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняется ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, применение норм ранее действовавшего законодательства должно быть осуществлено в рамках этих правовых норм, и в случае применения Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, должно быть учтено правило п. 4 Положения на 01.10.1993 г. Истец не приобрел пенсионные права в рамках Положения от 17.12.1959 г. Специального стажа работы, подтвержденного документами, у истца насчитывается <данные изъяты> дней на дату его обращения за назначением досрочной трудовой пенсии - ДД.ММ.ГГГГ., что недостаточно, так как менее требуемых 25 лет. Таким образом, на основании изложенного, полагаем, что комиссия Отдела вынесла законное решение об отказе в назначении досрочной пенсии.
 

         Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
 

         Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом.
 

          Согласно ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
 

           В соответствии с пп.19 п.1, п.2 ст.27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
 

           Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
 

            Как следует из материалов дела, а именно военного билета и трудовой книжки истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по призыву, что не оспаривается ответчиком и было установлено при вынесении ответчиком решения об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
 

         Согласно Диплома с отличием ЛТ № № выданного истцу ДД.ММ.ГГГГ, истец в ДД.ММ.ГГГГ г. поступил во <данные изъяты> г. окончил полный курс названного училища по специальности «<данные изъяты>».
 

          Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району Приморского края, основанием к отказу в назначении истцу досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, правомерность которого оспаривается истцом,, явилась недостаточность специального стажа, поскольку в него ответчиком, при рассмотрении заявления истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не был включен период службы истца в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., т.к. Постановлением Правительства № 953 от 22 сентября 1993 г. признано утратившим силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
 

           В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, на которое ссылается истец, подпунктом «Г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
 

            Учитывая, что период военной службы по призыву истца в составе Вооруженных Сил СССР имел место в период действия названного Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, данный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
 

           Принимая во внимание, что с учетом данного периода, у истца начитывается более 25 лет трудового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1, п.2 ст.27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исковое требование истца о возложении на ответчика обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
 

          В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
 

          Согласно материалам дела, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ г., вследствие чего, суд находит необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
 

          На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

                                                              РЕШИЛ:
 

           Включить в трудовой стаж Шульца А.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
 

          Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району назначить Шульц А.Л. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения Шульц А.Л. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ г.
 

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд.
 

    Председательствующий